«Яндекс» в сложных обстоятельствах: между конкурентами, партнерами и государством

Крупнейшая российская интернет-компания оказалась в непростой ситуации между конкурентами, партнерами и государством — но сдаваться не собирается. The Bell рассказывает, что стоит за новостями о переговорах со Сбербанком и можно ли купить «Яндекс» вопреки воле его основателей и топ-менеджеров.

Этот материал был впервые опубликован в итоговой за неделю рассылке The Bell 26 октября. Подписаться на нее можно здесь.

Что случилось?

  • На этой неделе «Яндекс» наконец прокомментировал новость о том, что Сбербанк заинтересовался покупкой крупного пакета акций компании, — после ее появления капитализация «Яндекса» рухнула на $3 млрд. Опровергать факт переговоров «Яндекс» не стал, но Волож объявил, что покидать компанию или сокращать свою долю в ней он не собирается.
  • Источники, близкие к Сбербанку, в разговоре с британской FT признали, что переговоры были — но в формате «разговоров за чашкой чая» (официально банк по-прежнему это опровергает). Как бы то ни было, по данным The Bell, в курс этих разговоров после публикаций в прессе пришлось посвятить совет директоров «Яндекса» — правда, Герман Греф не смог принять в нем участие.
  • А «Яндекс» на этой неделе продолжили преследовать плохие новости: сначала группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, вводящий ограничение в 20% для иностранных акционеров в новостных агрегаторах, к которым относится сервис «Яндекс.Новости». Потом выяснилось, что правительство Москвы предлагает запретить агрегаторам во главе с «Яндекс.Такси» самим устанавливать тарифы — это было бы большим ударом по бизнесу.

Что все это значит?

  • Конкуренция на интернет-рынке растет, а «Яндекс» — лучшее, что на нем есть, рассуждает один из крупных инвесторов в IT-компании. Представители Сбербанка мотивировали свое предложение о покупке доли в «Яндексе» в том числе и тем, что сделка защитит компанию от государства или конкурентов, рассказывали источники The Bell и «Ведомостей».
  • Ближайший конкурент «Яндекса» — Mail.Ru Алишера Усманова: с недавних пор у компаний в приоритете одни и те же направления бизнеса. Главный вызов для обеих в 2018 году — полноценный выход в онлайн-ритейл. «Яндекс» вместе со Сбербанком создает «российский Amazon», Mail.Ru делает примерно то же самое с китайской Alibaba. Компании конкурируют и на рынке такси, который приносит «Яндексу» большую часть роста нерекламных доходов. Mail.Ru Group за год купила доли сразу в двух больших сервисах такси, «Ситимобил» и «Везет». В довесок к такси у обеих компаний идут сервисы доставки еды: Mail.Ru за последние полтора года купила сервисы DeliveryClub и Zakazaka, а «Яндекс» добавил к доставшемуся ему от российского Uber сервису UberEats второй по размеру в России Foodfox.
  • Сбербанк — в некотором роде конкурент им обоим: под руководством Грефа из банка он должен превратиться в IT-гиганта, который будет продавать многомиллионной армии своих клиентов все те же услуги и даже больше.
  • Попытка одного из игроков с кем-то объединиться в этой ситуации кажется логичной, но инвесторов «Яндекса» она не обрадовала: за неделю, прошедшую с момента появления новостей о переговорах со Сбербанком, капитализация компании так и не восстановилась, хотя заявление Аркадия Воложа должно было их успокоить.

Просто ли купить «Яндекс»?

  • Без согласия Воложа и других менеджеров компании сторонняя компания не может получить контроль над «Яндексом» просто технически.
  • Капитал компании разделен на два типа акций с разной голосующей силой. Менеджмент во главе с Воложем контролирует компанию через акции класса B, которые дают право на 10 голосов каждая. В совокупности 100% таких акций дают 57,7% голосов, и все они принадлежат сооснователям и менеджерам компании (85% акций класса B, или 49,2% голосов, — лично Воложу). Акции класса B могут быть проданы только после их конвертации в акции класса А по курсу 1:1.
  • Акции класса А дают право лишь на 1 голос каждая (100% соответствует 42,3% голосов) и распределены между инвесторами, купившими их на NASDAQ. Единственный акционер, владеющий чуть больше 5% акций класса A, — американский инвестфонд WCM Investment Management.
  • Чтобы каким-либо образом изменить всю эту структуру, необходимо решение 66,6% голосов на собрании акционеров — то есть без согласия Аркадия Воложа это невозможно.

Что будет дальше?

Это самый интересный вопрос, ответа на который мы не знаем. Однажды «Яндексу» уже удалось отбиться и от интереса со стороны Усманова, и от желания государства взять компанию под свой контроль. Для того чтобы застраховаться от этого, и была придумана такая сложная структура собственности, при которой поглотить компанию можно, только убедив в этом ее основателя.

Петр Мироненко, Ирина Малкова

Скопировать ссылку

Черная неделя рунета, Сэм Альтман в огне и создатель приватного AI в проекте «Это Осетинская»

Роскомнадзор идет на рекорд, как будто до Нового года ведомству надо выполнить KPI по блокировке всех каналов для защищенного общения, которые еще доступны россиянам. За неделю список жертв российских властей пополнили WhatsApp, Roblox, FaceTime и Snapchat. Все это отлично вписывается в проводимую политику по закручиванию гаек, но такой плотной работы по суверенизации рунета мы еще не видели. О чем говорит такая бурная активность и чего ждать дальше? Разбираемся в новом выпуске Технорассылки.

Зачем бизнесу VPN: как повысить эффективность команды и безопасность данных

В январе 2025 года хакеры слили в сеть 15 тысяч VPN-паролей сотрудников нескольких компаний, которые пользовались VPN для удаленного доступа. VPN-провайдер пострадавших компаний не заметил уязвимость в коде, из-за которой его клиенты стали жертвой атаки. С такими угрозами сталкиваются не только корпорации, но и средние предприятия — в попытке защитить ценную информацию бизнес обращается к VPN-провайдерам, но не всегда может понять, кому можно доверять.

Рассылки The Bell стали платными. Подписывайтесь!

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Переговоры с Уиткоффом и Кушнером, санкции снова обходятся и Россия в черном списке ЕС

Визит в Москву Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера поставил точку в попытке США добиться перемирия в Украине стремительным наскоком. Владимир Путин высказал американцам свои прежние требования, на которые Украина пока не готова соглашаться, и уехал с визитом в Индию. Эффект последних американских санкций против российских нефтяных компаний начинает выдыхаться по мере того, как экспортеры находят новые пути к покупателям, а европейцы, похоже, окончательно зашли в тупик в вопросе о кредитовании Украины за счет российских арестованных резервов.