«Закон Яровой» не заработает до 2019 года из-за отсутствия оборудования

Закон Яровой, дающий спецслужбам доступ к вашим разговорам и переписке за последние полгода, вступил в силу с 1 июля, но реально заработает не раньше следующего года, выяснил «Коммерсант». Дело в обычной российской несогласованности и спешке — в последний момент выяснилось, что в стране нет сертифицированного оборудования для хранения данных пользователей.

  • Производить накопители для хранения разговоров и переписки пользователей могут семь компаний, но структуры, которая могла бы их сертифицировать, сейчас нет. Аккредитацию для этого проходят несколько органов, но она завершится только в третьем-четвертом квартале 2018 года. После этого оборудование надо будет произвести, операторам связи — его закупить и развернуть на сети: на все это тоже потребуется время.
  • За использование несертифицированного оборудования операторам связи грозит ответственность, а покупка техники, пока она не прошла сертификацию, может оказаться пустой тратой денег. Операторы рассчитывают на то, что до завершения процесса за неисполнение закона Яровой их наказывать не будут.
  • «Закон Яровой» — пакет антитеррористических законов, принятый в 2016 году и вступавший в силу поэтапно. Последняя часть его требований вступила в силу с 1 июля 2018 года. С этого дня операторы связи и интернет-компании обязаны в течение полугода хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео и иные электронные сообщения российских пользователей связи. По решению суда эти данные могут передаваться спецслужбам, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью – в их числе ФСБ, МВД, Федеральной таможенной службе и другим.
  • На соблюдение требований закона операторам связи придется потратить десятки миллиардов. «Мегафон» оценивал эти затраты в 40 млрд рублей в течение пяти лет, МТС – в 60 млрд рублей, «Вымпелком» – в 45 млрд рублей. Интернет-провайдеры из-за понесенных расходов уже начали повышать цены на свои услуги на 8-10%.

Можно было бы сказать, что у вас есть еще минимум полгода для того, чтобы обезопасить свои коммуникации — но мер для этого не так многои они сравнительно просты, так что, если вы еще их не приняли, стоит это сделать уже сейчас.

Скопировать ссылку

Черная неделя рунета, Сэм Альтман в огне и создатель приватного AI в проекте «Это Осетинская»

Роскомнадзор идет на рекорд, как будто до Нового года ведомству надо выполнить KPI по блокировке всех каналов для защищенного общения, которые еще доступны россиянам. За неделю список жертв российских властей пополнили WhatsApp, Roblox, FaceTime и Snapchat. Все это отлично вписывается в проводимую политику по закручиванию гаек, но такой плотной работы по суверенизации рунета мы еще не видели. О чем говорит такая бурная активность и чего ждать дальше? Разбираемся в новом выпуске Технорассылки.

Зачем бизнесу VPN: как повысить эффективность команды и безопасность данных

В январе 2025 года хакеры слили в сеть 15 тысяч VPN-паролей сотрудников нескольких компаний, которые пользовались VPN для удаленного доступа. VPN-провайдер пострадавших компаний не заметил уязвимость в коде, из-за которой его клиенты стали жертвой атаки. С такими угрозами сталкиваются не только корпорации, но и средние предприятия — в попытке защитить ценную информацию бизнес обращается к VPN-провайдерам, но не всегда может понять, кому можно доверять.

Рассылки The Bell стали платными. Подписывайтесь!

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Переговоры с Уиткоффом и Кушнером, санкции снова обходятся и Россия в черном списке ЕС

Визит в Москву Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера поставил точку в попытке США добиться перемирия в Украине стремительным наскоком. Владимир Путин высказал американцам свои прежние требования, на которые Украина пока не готова соглашаться, и уехал с визитом в Индию. Эффект последних американских санкций против российских нефтяных компаний начинает выдыхаться по мере того, как экспортеры находят новые пути к покупателям, а европейцы, похоже, окончательно зашли в тупик в вопросе о кредитовании Украины за счет российских арестованных резервов.