Заявитель по делу Baring рассказал о претензиях к Майклу Калви

Заявитель по делу Baring Vostok, акционер банка «Восточный» Шерзод Юсупов впервые рассказал о своей позиции «Ведомостям».  Главная претензия Юсупова к Майклу Калви и другим обвиняемым — то, что устав компании ITFG, которую «Восточный» получил за долг в 2,5 млрд рублей, ограничивал выплаты ее акционерам несколькими тысячами долларов. Калви в суде утверждал, что этот пункт из устава был удален.

Подробнее. В начале 2017 года банк «Восточный» получил от компании «Первое коллекторское бюро» (ПКБ) в качестве отступных по долгу в 2,5 млрд рублей 59,9% акций люксембургской компании ITFG. Но весной 2018 года аудитор «Восточного», PwC, выяснил, что устав ITFG накладывает на акции серьезные ограничения, рассказал «Ведомостям» Юсупов. Выплата дивидендов акционерам, а также любые выплаты при ликвидации компании, по его словам, были ограничены несколькими тысячами долларов. После внутреннего рассследования и получения заключения от люксембургских юристов Юсупов подал заявление.

Калви признавал в суде, что в уставе ITFG были ограничения, которые могли негативно повлиять на оценку акций, но он утверждал, что уже после сделки этот пункт устава был отменен. Впрочем, даже при его наличии оценка компании в 600 тысяч рублей не могла быть адекватной, ее минимальная чистая прибыль составляла $100 млн, говорил Калви. Правда, согласно отчетности компании, ее прибыль была в несколько раз ниже — 1,5 млрд рублей в 2016 году.

Версия Юсупова еще в нескольких местах вступает в прямое противоречие с показаниями Калви.

  • Калви на суде утверждал, что Юсупов принимал личное участие в переговорах с ПКБ о сделке с ITFG. Сам Юсупов сказал «Ведомостям», что «это ложь», в переговорах он не участвовал, а гендиректора ПКБ Максима Владимирова впервые увидел по ТВ в зале суда.
  • Калви объясняет появление уголовного дела конфликтом Baring с Юсуповым и его партнером Артемом Аветисяном, с которыми фонд начал разбирательство в Лондонском международном третейском суде по подозрению в мошенничестве в десятке сделок. Юсупов заявил «Ведомостям», что «наши требования к структурам,  подконтрольным Baring Vostok, в Лондонском суде в несколько раз превышают претензии фонда по отношению к нам».

В версии Юсупова есть и как минимум одна внутренняя нестыковка. На вопрос «Ведомостей», почему «Восточный», уже будучи контролирующим акционером IFTG, сам не изменил устав, Юсупов заявил: «Банк находился и находится под контролем Baring Vostok. Видимо, не было никакого желания исправлять «технические ошибки». В то же время, по словам самого Юсупова, департамент внутреннего аудита «Восточного» проводил внутреннее расследование ситуации. Как писал «Коммерсант», контроль над советом директоров и менеджментом «Восточного» в 2018 году переходил из рук в руки. С сентября 2018 года банк возглавили выходец из принадлежавшего ранее Аветисяну «Юниаструма» Александр Нестеренко и Вячеслав Арутюнян.

Контекст. В субботу основатель Baring Vostok Майкл Калви был арестован до 13 февраля по делу о хищении 2,5 млрд из банка «Восточный». Уголовное дело было заведено на фоне конфликта Baring (совместно с фондом Russia Partners владеет 52% банка) со вторым акционером «Восточного» Артемом Аветисяном (32%). Подробно о конфликте мы писали здесь.

Петр Мироненко

Скопировать ссылку

Черная неделя рунета, Сэм Альтман в огне и создатель приватного AI в проекте «Это Осетинская»

Роскомнадзор идет на рекорд, как будто до Нового года ведомству надо выполнить KPI по блокировке всех каналов для защищенного общения, которые еще доступны россиянам. За неделю список жертв российских властей пополнили WhatsApp, Roblox, FaceTime и Snapchat. Все это отлично вписывается в проводимую политику по закручиванию гаек, но такой плотной работы по суверенизации рунета мы еще не видели. О чем говорит такая бурная активность и чего ждать дальше? Разбираемся в новом выпуске Технорассылки.

Зачем бизнесу VPN: как повысить эффективность команды и безопасность данных

В январе 2025 года хакеры слили в сеть 15 тысяч VPN-паролей сотрудников нескольких компаний, которые пользовались VPN для удаленного доступа. VPN-провайдер пострадавших компаний не заметил уязвимость в коде, из-за которой его клиенты стали жертвой атаки. С такими угрозами сталкиваются не только корпорации, но и средние предприятия — в попытке защитить ценную информацию бизнес обращается к VPN-провайдерам, но не всегда может понять, кому можно доверять.

Рассылки The Bell стали платными. Подписывайтесь!

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Переговоры с Уиткоффом и Кушнером, санкции снова обходятся и Россия в черном списке ЕС

Визит в Москву Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера поставил точку в попытке США добиться перемирия в Украине стремительным наскоком. Владимир Путин высказал американцам свои прежние требования, на которые Украина пока не готова соглашаться, и уехал с визитом в Индию. Эффект последних американских санкций против российских нефтяных компаний начинает выдыхаться по мере того, как экспортеры находят новые пути к покупателям, а европейцы, похоже, окончательно зашли в тупик в вопросе о кредитовании Украины за счет российских арестованных резервов.