6 млн транспортных средств в России принадлежат компаниям. Как бизнес может эффективно управлять автопарком?

При поддержке

На короткой дистанции

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2020 году снизились впервые за пять лет, но в 2021 году рынок отыграл падение. В январе—октябре продано на 40% больше LCV-автомобилей, чем годом ранее, рассказывает Удалов. Такая динамика — результат развития электронной торговли, объясняет он. В последние годы рынок интернет-торговли рос двузначными темпами, но 2020 «пандемийный» год стал для него рекордным: по данным консалтинговой компании EY он увеличился практически на 60% — до 3,2 трлн рублей. А по итогам 2021 года может прибавить еще 10%, до 3,55 трлн рублей, подсчитала Ассоциация компаний интернет-торговли.

Но это лишь вершина айсберга. Коммерческая транспортировка (это перевозка товаров за деньги. — The Bell) не превышает 25% объема рынка и не покрывает половины грузооборота в стране. Большая часть грузов транспортируется предприятиями для собственных нужд, объясняют эксперты EY. Свои автопарки есть у ритейлеров, сельхозпроизводителей, промышленных и строительных компаний.

Корпоративный транспорт перевозит не только грузы, но и людей. Например, легковые автомобили, зарегистрированные на юридические лица, используются в качестве служебного транспорта, рассказывает Удалов.

Эффективное управление

Основная статья расходов для транспортных компаний и частных водителей — это топливо, свидетельствуют данные компании «Передовые Платежные Решения» — Восточно-Европейского подразделения мирового лидера в процессинге топливных карт компании Fleetcor. На долю топлива может приходиться до 30% основных операционных затрат на содержание автопарка (к ним относятся также обслуживание транспорта и зарплаты). За десять лет цены на топливо выросли в 1,7 раза, с начала 2021 года — еще на 7%.

Но эти расходы можно оптимизировать, и одно из решений для этого — топливная карта. «Топливные карты сейчас — это комплексные решения для бизнеса, позволяющие экономить на топливе, пользоваться дополнительными возможностями при оплате услуг, связанными с обслуживанием автомобиля, получать аналитику и при этом — интегрированные с системами отчетности предприятий. Они становятся инструментом эффективного управления автопарком», — рассказывает Павел Бельтюков, директор департамента по работе с крупным бизнесом.

Мировой рынок топливных карт оценивался в 2019 году в $672,84 млрд, а к 2027 году может достичь $1,2 трлн при среднегодовом темпе роста 13,9%.

Топливная карта от ППР позволяет водителю оплачивать бензин с единого счета компании, не выходя из машины — через мобильное приложение, и отправлять документы в бухгалтерию, а менеджеру корпоративного автопарка — управлять всеми расходами через личный кабинет на сайте или в мобильном приложении. Картой можно расплатиться за сопутствующие товары на АЗС, услуги автомойки, штрафы, парковки, шиномонтаж, а в случае необходимости — получить отсрочку платежа. Их принимают на 16 000 заправок в России, а также в Казахстане, Украине, Белоруссии.

Совокупная экономия при использовании топливного решения от ППР может составить до 30%, говорится на сайте компании: 10% за счет скидок от партнеров и оптимизации затрат, еще 20% — за счет возврата налога на добавленную стоимость (НДС), который его плательщики могут получить от государства при расходах на топливо.

Руководитель проекта «А Молоко» Иван Соломаха говорит, что траты на топливо составляют почти 60% всех затрат на автомобиль без учета лизинга. «Все, что снижает расходы и себестоимость продукции, интересно предпринимателю, если не требует от него сразу больших вложений», — отмечает он.

У сервиса Anytime Prime, предлагающего автомобили по подписке, стоимость топлива в общих расходах на автомобиль и его обслуживание составляет примерно 1,5%, рассказывает Илья Сидоров, бренд-менеджер Anytime Prime. Это объясняется тем, что компания разово — прежде чем передать автомобиль клиенту — заправляет бак на 30%, в дальнейшем клиент занимается этим самостоятельно. Основные расходы — это лизинг и сопутствующие обязательные траты (техническое обслуживание, регулярные ремонты, шиномонтаж). «Как любой хороший бизнес, мы заинтересованы снижать расходы, — говорит Сидоров. — Более того, мы заинтересованы предлагать нашим пользователям бензин на условиях выгоднее регулярных и всегда рассматриваем разные возможности».

«Аптечная сеть “36,6”» тратит на топливо 25–28% от всех затрат на обслуживание автомобиля, говорит Артем Овчинников, директор по недвижимости и развитию компании. Топливные карты, по его словам, могли бы быть интересны, но при условии их массового применения за пределами Московского региона.

Продавец бытовой техники и электроники «М.Видео-Эльдорадо» в ряде случаев для доставки и оказания сервисных услуг на дому использует порядка 150 собственных автомобилей, планируем расширять число машин с низким или нулевым уровнем выбросов, рассказывает представитель компании. Сейчас на топливо приходится порядка 30% от всех затрат на содержание автопарка. «Для безналичного расчета на АЗС наши специалисты используют топливные карты, — говорит представитель ритейлера. — Партнера-агрегатора мы выбираем исходя из широты географии и числа доступных заправочных станций, поскольку работаем практически во всех российских регионах. Такой подход упрощает процесс заправки по всей стране, позволяет снизить затраты на топливо, прозрачно отслеживать все расходы и управлять ими».

Фото на обложке материала: Getty Images