$70 млрд на ослабление рубля, Новак против потолка цен на нефть и отказ Варданяна от российского гражданства

$70 млрд на ослабление рубля, Новак против потолка цен на нефть и отказ Варданяна от российского гражданства

Российские власти нашли новый способ побороть укрепление рубля. Как пишет Bloomberg, экономический блок правительства с этой целью может до конца года потратить до $70 млрд на скупку юаня и прочих валют «дружественных» стран. В дальнейшем этими средства, а также уже имеющиеся резервы в юанях предполагается тратить на инвестиции. По данным The Bell, эта идея пока только обсуждается. Вопросом остается, откуда правительство возьмет деньги на такую крупную операцию при дефицитном бюджете.

  • Bloomberg днем сообщил, что план получил предварительную поддержку на «стратегическом совещании» с участием высших госчиновников и главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной 30 августа. Речь, судя по всему, идет о стратегической сессии по развитию финансовой системы под председательством Михаила Мишустина. Вечером источник в правительстве заявил «Интерфаксу», что информация Bloomberg не соответствует действительности и такое решение на сессии не принималось.
  • Как сказал The Bell федеральный чиновник, знакомый с обсуждением, решение действительно пока не принято, это «новая идея, которая обсуждается».
  • Bloomberg цитирует презентацию с описанием идеи (ее авторов агентство не называет). «Замороженные сейчас в международных резервах $300 млрд не помогли России, а стали уязвимостью и символом упущенных возможностей», — говорится в документе. Всего потратить на скупку «дружественных» валют в нем предлагается порядка 4,4 трлн рублей ($70 млрд). Сделки с юанем потребуют отдельного соглашения с Китаем, сделки с эмиратским дирхамом политически рискованны, а турецкая лира подвержена обесцениванию, отмечают авторы. При этом они допускают, что размер резервов РФ в юанях с учетом новых закупок может достигнуть $180 млрд, которые будут потрачены на импортозамещение и инфраструктурные проекты в следующие три-пять лет. На начало года в российских резервах было около $100 млрд в юанях.
  • Главная первичная цель плана — ослабление рубля. Стабильно высокий курс рубля уже доставляет правительству немало проблем. По итогам июля нефтегазовые доходы бюджета впервые за год упали, причем сразу на 22,5% год к году — после роста на 69% по итогам первого полугодия. Укрепление рубля — одна из главных причин этого падения. В конце июня Антон Силуанов уже говорил, что правительство с целью ослабления рубля может начать скупать «дружественные» валюты. Но «крайне агрессивный план», описанный Bloomberg, выглядят заметно выше исходных ожиданий рынка, отметил директор по инвестициям ИК «Локо-инвест» Дмитрий Полевой.
  • К плану, если он действительно будет принят, остается много вопросов. Прежде всего — где Минфин найдет 4,4 трлн рублей на валютные интервенции при дефицитном бюджете (последний прогноз Антона Силуанова — 2% ВВП в 2022 году и сохранение дефицита до 2026 года). Как сказал The Bell федеральный чиновник, если план будет принят, то средства на его реализацию будут получены за счет остатков бюджета на счетах банков и новых займов. Это даст возможность профинансировать операции без денежной эмиссии.
  • Такой механизм называют разумным в случае утверждения плана и аналитики и напоминают, что Минфину для финансирования дефицита бюджета и так придется увеличивать заимствования. «Занимать придется в любом случае, но покупки увеличат заимствование на величину, равную объему покупок за вычетом роста доходов от ослабления курса [в результате интервенций]», — говорит главный экономист Bloomberg Economics по России Александр Исаков.
  • Исаков называет и другую сложность, которую создадут валютные интервенции такого масштаба: прежние закупки валюты в рамках бюджетного правила предполагали предсказуемую симметричность: у рынка была уверенность в том, что при снижении нефти ниже цены отсечки Минфин будет продавать валюту. «Сейчас уверенность в этом ниже, что может создать ожидания устойчивого ослабления курса, особенно если цены на сырье начнут снижаться», — говорит экономист.

Что мне с этого?

Закупка иностранной валюты на такие гигантские суммы неизбежно приведет к ослаблению рубля, так необходимому бюджету. Степень этого ослабления, если план будет принят, будет зависеть от скорости и объемов закупок валюты. Исаков из Bloomberg Economics сравнивает анонсированные Bloomberg покупки с резким оттоком капитала в размере около 3% ВВП — а это может ослабить рубль примерно на 18%, до 70–72 за доллар. Но оценки на годовых данных и более концентрированные во времени покупки окажут больший эффект, оговорился Исаков. Полевой из «Локо-инвест» приводил «грубую оценку» нового диапазона курса в случае осуществления таких интервенций в 70–80 рублей за доллар.

Но паниковать тем, у кого сбережения номинированы в долларах, пока рано. План остается всего лишь планом, и хотя на новости Bloomberg юань, индийская рупия и турецкая лира сегодня на время укреплялись, российский валютный рынок новости почти не заметил — рубль закончил основные торги с ослаблением к доллару всего на 8 копеек (60,3 руб./$).

САНКЦИИ

Торговать с потолком не будем

Российские власти всерьез восприняли новость о завтрашнем обсуждении странами G7 потолка цены на российскую нефть. Вице-премьер Александр Новак прокомментировал предложение заранее — как он говорил и раньше, в случае установления потолка Россия не будет поставлять нефть и нефтепродукты странам и компаниям, которые на него согласятся, потому что «не будет работать на нерыночных условиях». А попытки ограничить цены на нефть, по словам Новака, «приведут к дестабилизации нефтяной отрасли и полностью разрушат рынок», а заплатить за это придется в первую очередь европейским и американским потребителям. Эксперты в идею установления потолка цены на нефть из России тоже не верят (прежде всего потому, что Китай и Индия ее поддерживать пока не готовы). Что-то о ее конфигурации мы, вероятно, узнаем в пятницу.

ИНВЕСТИЦИИ

Как российские эмитенты пережили первый военный квартал

Второй квартал подряд лишь часть российских компаний раскрывает свою отчетность, и инвесторам приходится действовать на рынке практически вслепую. Компании, которые решили держать свои результаты в секрете, дешевеют или топчутся на месте. Ориентироваться в ситуации становится все сложнее, признают опрошенные The Bell эксперты. Специально для рассылки «Bell.Инвестиции» (подписывайтесь!) мы разобрались, как прошел первый целиком охваченный войной квартал для российских эмитентов и что можно сказать об их результатах.

Что еще случилось

  • На Запорожскую АЭС через территорию Украины наконец прибыла миссия МАГАТЭ во главе с директором агентства Рафаэлем Гросси. Российское Минобороны после этого заявило, что «сорвало провокацию» Украины, которая утром якобы направила 60 диверсантов, чтобы захватить АЭС вместе с миссией МАГАТЭ и лично Гросси и сделать их «живым щитом», после чего станция осталась бы под украинским контролем. Гросси и большая часть делегации уехала с АЭС обратно на подконтрольную Украине территорию уже вечером, но часть миссии останется на станции до 3 сентября.
  • Владимир Путин не приедет на похороны Михаила Горбачева. Сегодня утром по дороге в аэропорт, откуда он вылетел с запланированным визитом в Калининград, Путин заехал в ЦКБ и возложил цветы к гробу, но его участия в похоронах Горбачева 3 сентября график президента не предполагает, сказал Дмитрий Песков. Сами похороны пройдут с элементами государственных, отметил Песков, — «в том плане, что будет почетный караул».
  • Новый владелец бывших российских ресторанов McDonald’s Александр Говор намерен купить российские активы финского производителя бумажной одноразовой посуды Huhtamaki, пишет Reuters. Huhtamaki пришла в Россию еще в 1990-х, а в апреле этого года начала сворачивать бизнес. У нее есть собственные заводы в подмосковной Ивантеевке и в Татарстане с почти 700 работников. По сведениям агентства, Александр Говор (о его более чем богатой биографии писал The Bell) предложил за активы Huhtamaki €151 млн.
  • Основатель инвесткомпании «Тройка Диалог», миллиардер Рубен Варданян объявил, что откажется от российского гражданства и переедет в Арцах (Нагорный Карабах) как гражданин Армении. «Мне это решение далось очень непросто, но так правильно», — сказал он. Российские активы бизнесмен передает под управление в семейный фонд.