Борьба с отмыванием и контроль за доходами, проблема 2024 года и самый крупный скандал с «русскими деньгами»

Государство начинает новую кампанию по борьбе с отмыванием. Но это и кампания по борьбе за ваши деньги.

Фото: pixabay / CC0 1.0

Правительство, администрация президента, ЦБ и силовики озаботились контролем за деньгами граждан — об этом свидетельствуют сразу несколько новостей последней недели. Это плохие новости не только для мошенников и обнальщиков, но и для добросовестных бизнесменов.

  • ЦБ принес плохие новости индивидуальным предпринимателям: как выяснил The Bell, по рекомендации регулятора банки начали повышать тарифы на перевод денег со счетов ИП на счета физических лиц. Все это делается для борьбы с обналичкой и отмыванием денег: сеть подставных ИП — одна из распространенных схем на этом рынке, а тарификация переводов, по словам источника The Bell в одном из банков, — единственный работающий инструмент борьбы с ней. Но добросовестным ИП (всего их в России 3,9 млн) от этого не легче — за законный перевод с предпринимательского счета на личный теперь придется платить комиссию до 10%.
  • Администрация президента и силовики тоже решили усилить борьбу с отмыванием. В среду «Коммерсант» узнал о совещании главы АП Антона Вайно с силовиками и представителями ЦБ, где обсуждалось ужесточение антиотмывочного законодательства. Одна из главных проблем — невозможность конфисковать отмытые деньги, выведенные за границу (см. дело Danske Bank, в котором уже фигурирует вывод $230 млрд). Как эту проблему будут решать, пока непонятно — но для начала такую возможность хотят внести в российское законодательство. Если механизм будет придуман, недостатка в клиентах у силовиков не будет. Одно лишь дело спонсоров полковника Захарченко и подрядчиков РЖД из группы компаний «1520» обещает раскрыть хищения с последующим выводом на Запад сотен миллиардов рублей. Источники The Bell описывают его как «одну из самых масштабных афер с государственными деньгами» (подробно об этом деле мы рассказали на этой неделе).
  • Правительство продолжает искать способы заставить инвестировать в России крупный бизнес. Чиновники думают о том, чтобы предложить хорошую сделку предпринимателям, которые не хотят быть российскими налоговыми резидентами и для этого каждый год проводят 183 дня вне страны. Чтобы вернуть их из добровольного изгнания, чиновники хотят предоставить бизнесменам право сохранять статус налогового нерезидента в течение семи лет без необходимости считать дни за границей — но при условии инвестиций в российскую экономику или уплаты определенной суммы НДФЛ.
  • ФНС, которая за последние годы очень серьезно продвинулась в росте собираемости налогов за счет раскрытия серых схем, собирается продолжать в том же духе, и это логично — ведь новых налогов правительство обещает не вводить. Теперь налоговики ищут способы лучше видеть, что происходит с деньгами граждан. На этой неделе они получили возможность следить по отдельности за расчетными счетами и вкладами граждан — теперь несоответствие между доходами и размерами вкладов может стать поводом для проверки. Но главное, чего с этого лета добивается ведомство Михаила Мишустина, — право получать информацию о счетах граждан без всяких формальных проверок: пока таких прав у ФНС нет, но, если появятся, все данные о движении ваших банковских средств будут у нее как на ладони.

Что будет дальше?

Последние действия государства показывают: следить за финансами граждан будут тщательнее. Это значит, что при любой оптимизации налогов, даже если она кажется формально законной, надо взвешивать решение очень серьезно. Иначе всегда есть риск оказаться на месте бизнесменов, экономивших на НДС, а после внедрения налоговиками системы АСК НДС-2 получивших в лучшем случае миллионные доначисления, а в худшем — уголовные дела.

ЧЕЛОВЕК НЕДЕЛИ

Валерий Зорькин

Председатель Конституционного суда на этой неделе заставил политических журналистов, ведущих телеграм-каналов и просто любопытных перечитывать с лупой свою статью в «Российской газете». В тексте о необходимости «точечных изменений» в Конституции, конечно, искали намек на то, как Зорькин (или те, кто попросил его написать статью) предполагают обеспечить Владимиру Путину сохранение верховной власти после 2024 года. Найти эти намеки среди рассуждений о российской соборности и эффективности двухпартийной системы (не очень понятно, при чем тут Конституция) оказалось не так легко. Но вот на что обращают внимание опрошенные The Bell политологи:

  • Такое обсуждение наверняка ведется, и решение об изменении Конституции назрело: как оставить власть Путину без нарушений — сейчас ключевой вопрос, уверен профессор ВШЭ Николай Петров. Но статья Зорькина не похожа на обычную попытку прозондировать общественное мнение и инициировать дискуссию вокруг уже принятого решения. Она скорее свидетельствует о том, что во власти идет обсуждение будущих поправок в Конституцию и существуют как сторонники радикальных изменений, так и осторожные консерваторы — выразителем их точки зрения и стал Зорькин, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Макаркин.
  • Самый очевидный месседж статьи Зорькина — необходимость предоставления большей власти парламенту, констатирует профессор Европейского университета Григорий Голосов. Это логично: парламент будет играть ведущую роль при любом из вариантов конституционной реформы. Опрошенные The Bell политологи выделяют три самых вероятных варианта:

1) Путин становится руководителем правящей партии в парламенте со значительно расширенными полномочиями; полномочия президента существенно сокращаются (по похожему пути сейчас идет президент Казахстана Нурсултан Назарбаев);

2) Путин продолжает руководить страной через новый надправительственный и внепарламентский орган — Государственный совет, состоящий из всех высших чиновников;

3) Путин сохраняет неформальный статус «лидера нации» без официальной должности, но с полным контролем над властью (как Дэн Сяопин в Китае в 1989–1997 годах).

При подготовке материала использовались комментарии политологов Дмитрия Бадовского, Николая Петрова, Григория Голосова, Алексея Макаркина, Аббаса Галлямова и Глеба Павловского.

«ЧТО МНЕ С ЭТОГО?»

Новости недели, важные для вашего кошелька

  • Суд в Турции освободил американского пастора Эндрю Брансона, который был задержан два года назад по обвинениям в причастности к попытке государственного переворота, сразу после вынесения приговора. Накануне суда телеканал NBC со ссылкой на источники сообщил о тайном соглашении администрации США с властями Турции, которое предусматривало, что Брансон выйдет на свободу в обмен на ослабление экономического давления. Почему это важно: арест пастора стал одной из причин обострения отношений между Турцией и США и введения взаимных санкций, обрушивших лиру. Кризис в Турции ударил по всем развивающимся рынкам, не исключая Россию, так что сегодняшние новости могут означать всплеск оптимизма и укрепление национальных валют на следующей неделе.
  • Зампред ЦБ Василий Поздышев в среду объяснил сентябрьский отток вкладов из российских банков их «не очень правильной» тарифной политикой — то есть низкими ставками по депозитам. На самом деле ставки и по рублевым, и по валютным вкладам быстро растут с конца лета — и на этой неделе прошел очередной раунд повышения ставок. Проценты по рублевым вкладам впервые за несколько месяцев превысили 7%. Впрочем, непредсказуемость курса рубля делает этот инструмент не самым надежным.
  • Американский фондовый рынок пережил на этой неделе третью за этот год крупную коррекцию — инвесторы испугались, что торговая война Трампа с Китаем наконец скажется на росте прибыли американских компаний. СМИ традиционно публиковали статьи о том, что «на этот раз все всерьез». Но пока похоже, что и на этот раз коррекция прошла быстро — за среду и четверг Dow Jones потерял 5,6%, но в пятницу уже начал отыгрывать падение.

ЧТО В РОССИИ НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ

Эстонский «ландромат»

Мы уже упоминали в этой рассылке о самом крупном скандале с «русскими деньгами» последнего времени — вокруг Danske Bank. Расследуют его в основном на Западе, а в России этой истории уделяют непростительно мало внимания. На этой неделе издание Daily Beast сообщило, что, оказывается, еще в 2006 году первый зампред ЦБ Андрей Козлов предпринял попытку сообщить эстонским властям о крупной схеме по отмывке через местное подразделение Danske Bank денег, идущих из России. Три месяца спустя Козлов, как известно, был застрелен в Москве. В разное время со схемой, существовавшей в эстонском подразделении этого банка, связывали гибель в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и смерть в Лондоне в 2012 году Александра Перепеличного, который, как и Магнитский, расследовал хищения из российского бюджета. Всего через эстонское подразделение прошло 200 млрд евро подозрительных денег, следует из обнародованных в сентябре результатов внутреннего расследования Danske Bank. Мы собрали все, что известно на сегодня о «русских деньгах» в этом датском банке.

Петр Мироненко, Ирина Малкова, Егор Сонин