Джонсон или социализм: интрига выборов в британский парламент

На завтрашних выборах в британский парламент Борис Джонсон должен одержать свою главную победу. Согласно последним опросам, консерваторы опережают лейбористов на 9 пунктов и смогут впервые с 2017 года сформировать парламентское большинство без коалиций. Альтернатива — социализм от Джереми Корбина с национализацией бизнеса.

Фото: Source: PA Wire/ТАСС

Что случилось

В Великобритании проходят внеочередные выборы в парламент. Первые результаты станут известны завтра около 23:00 по лондонскому времени (2 часа ночи по Москве). Премьер Борис Джонсон попросил парламент назначить досрочные выборы сразу после голосования в конце октября, в ходе которого депутаты утвердили его проект сделки с ЕС о Brexit. Без новых выборов Джонсону было бы трудно довести дело до конца — еще в начале сентября, после выхода из Консервативной партии двух десятков депутатов, не согласных с «Brexit любой ценой», премьер потерял большинство в палате общин.

По данным последних опросов, консерваторы сохраняют сравнительно уверенное преимущество перед лейбористами: 43% против 34% голосов, или 339 против 221 места в нижней палате парламента. Это станет лучшим показателем для партии с 1987 года. Такой результат позволит консерваторам впервые с 2017 года сформировать в парламенте большинство без необходимости коалиций с другими партиями.

Что важно знать

Одним из главных факторов победы Джонсона может стать фигура его главного противника, Джереми Корбина. Во-первых, Корбин пообещал в случае победы провести повторный референдум о Brexit — это смущает многих потенциальных избирателей лейбористов, слишком уставших от 3,5-летнего процесса выхода из ЕС, чтобы голосовать за «начнем все заново».

Во-вторых, левопопулистская программа Корбина многим кажется слишком радикальной. Помимо обычных предложений о росте расходов на социалку и льгот (например, бесплатного проезда на автобусах до 25 лет), лейбористы предлагают:

  • национализировать электросети, водоканалы, почту, железные дороги и крупнейшего оператора широкополосного интернета;
  • 10% всех остальных крупных компаний передать фондам под управлением сотрудников;
  • чтобы все это профинансировать — снизить планку, с которой подоходный налог вырастает до 45%, со £150 000 до £85 000 в год, а для «сверхбогатых» (доход от £125 000 в год) повысить ставку до 50%;
  • кроме того, предлагается повысить налоги на дивиденды, на наследство и недвижимость.

Экономисты и представители бизнеса заявляли, что эти нововведения ударят по среднему классу и серьезно ослабят британскую экономику.

Российские агенты влияния (если предположить, что они вообще существуют) играют на этих выборах за консерваторов: Британский межпартийный комитет по разведке и безопасности (ISC) включил в свой доклад о вмешательстве в выборы имена девятерых российских бизнесменов, которые финансировали кампанию Джонсона.

Что мне с этого?

Во-первых, это просто красиво — еще в октябре стало понятно, что после всех поражений, отставок и унижений в прессе Борис Джонсон, вопреки репутации фрика, выходит из «постбрекзитной» политической борьбы победителем. А во-вторых, для бизнеса победа Джонсона, даже несмотря на Brexit, сейчас кажется меньшим злом, чем победа лейбористов с их программой построения социализма.