Экс-банкир и сенатор Сергей Пугачев не смог отсудить у России $14,5 млрд

Российский Минюст смог по крайней мере на время отбиться от очередных миллиардных претензий в международных судах — Гаагский арбитраж отказался рассматривать иск экс-сенатора и банкира Сергея Пугачева, который требовал от России компенсации в $14,5 млрд за утраченный бизнес. Суд отказался считать гражданина Франции Пугачева, который апеллировал к российско-французскому соглашению о защите прав инвесторов, французским предпринимателем.

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на email-рассылку The Bell!

Слушания Гаагского международного арбитража в Париже прошли в ноябре 2019 года, но решение было объявлено только сегодня. «Рассмотрев доводы Российской Федерации, состав арбитража отказал в удовлетворении всех требований С.В. Пугачева», — говорится в победном сообщении Минюста. Суд не будет рассматривать иск Пугачева о компенсации в $14,5 млрд за активы, которые, по мнению бизнесмена, у него экспроприировали российские власти. Также истцу придется оплатить судебные расходы Минюста на сумму $5,8 млн.

Российское министерство оспаривало само наличие у арбитажа юрисдикции для рассмотрения требований Пугачева. Миллиардер, который с 2009 года имеет французское гражданство, утверждал, что российские власти, экспроприировав его бизнес, нарушили соглашение между СССР и Францией о взаимной защите капиталовложений от 1989 года. Минюст в ответ заявлял, что Пугачев не является французским инвестором и не доказал, что его инвестиции подлежат защите по соглашению. Решающим доводом было то, что инвестиции Пугачева были осуществлены до 2009 года, когда он стал гражданином Франции.

В комментарии, размещенном на официальном сайте, указывается, что трибунал «признал многие доводы г-на Пугачева», а мнения арбитров разошлись — один из трех проголосовал за рассмотрение иска. Но арбитраж, «к сожалению, отклонился от устоявшегося в судебной практике принципа, согласно которому соглашение защищает инвестора на момент экспроприации, а не на момент осуществления инвестиций». Решение будет обжаловано, оно не означает прекращения дела Пугачева против РФ, говорится в комментарии.

Иск против Российской Федерации Сергей Пугачев подал в Гаагский трибунал в 2015 году. В нем экс-сенатор утверждал, что с 2009 года российские власти проводили целенаправленную кампанию по отъему его бизнеса. В результате предприниматель лишился четырех активов: девелоперского проекта «Кремлевский» (планировалось возвести гостиницу и элитное жилье по адресу Красная площадь, д. 5), Енисейской промышленной компании (владела лицензией на добычу угля в Туве, сейчас принадлежит бизнесмену Руслану Байсарову, но добыча так и не началась), судостроительных активов, в том числе компании «Северная верфь» (была национализирована), а также владевшей землями в Подмосковье компании Optik Trade, говорилось в иске. Пугачев обвиняет российские власти в возбуждении против него уголовного и гражданского процессов под надуманными предлогами.

До конца 2000-х Пугачев считался бизнесменом, близким к Владимиру Путину, а позже даже утверждал, что входил в круг лиц, принимавших решение о назначении Путина преемником Бориса Ельцина, и именно он познакомил Путина с дочерью Ельцина Татьяной Юмашевой. Сама Юмашева называла это утверждение «полным бредом». Но в 2009 году, как утверждал Пугачев в иске, Путин потребовал от него продать государству судостроительные активы, после чего у Пугачева начались проблемы.

В 2010 году основанный им Межпромбанк (Пугачев говорит, что на тот момент уже не был его акционером) лишился лицензии, а на Пугачева было заведено уголовное дело — по версии следствия, через цепочку офшоров из банка были выведены кредиты ЦБ на 32 млрд рублей. Пугачев говорил, что просто перевел свои собственные деньги с одного счета на другой. В 2011 году Пугачев уехал из России. В 2015 году СК завел еще одно дело в связи с Межпромбанком, в итоге претензии к Пугачеву достигли примерно 100 млрд рублей. Он объявлен в розыск и заочно арестован.

За активами экс-банкира по всему миру охотится Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В 2014 году Высокий суд Лондона по иску АСВ постановил заморозить активы Пугачева на $2 млрд по всему миру. Некоторые из них уже продали, разбирательство продолжается.

Что мне с этого?

Шансов на победу в арбитраже у Пугачева с самого начала было не так много, но процесс по его делу мог бы стать для всех источником новых знаний о российском бизнесе, как это уже было с процессами «Березовский против Абрамовича» и «Черной против Дерипаски» в Лондоне. В качестве свидетелей адвокаты Пугачева пытались вызвать бывших премьера Виктора Зубкова и министра финансов Алексея Кудрина (явка для них, впрочем, была сугубо добровольной).