ФНС резко усилила контроль за владельцами зарубежных активов

Практически всех клиентов, задекларировавших контролируемые иностранные компании (КИК), вызвали для дачи пояснений, почему они не декларировали прибыль за предыдущие периоды, рассказал «Ведомостям» директор департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Леонид Печерников. Помимо деклараций ФНС стала чаще запрашивать уведомления о владении КИК и другие виды отчетности по иностранным компаниям, уточнила налоговый менеджер EY Екатерина Алексанян.

До реформы налогообложения КИК многие не декларировали такую форму имущества, если компания не показывала прибыль, но благодаря международному обмену информацией ФНС обнаружила лакуны, и в начале года прошла массовая волна запросов об операциях по зарубежным счетам и активам, пояснил «Ведомостям» старший советник Hill Consulting Сергей Нестеренко. Открытие «не познанных ранее областей» привело к резкой активизации выездных проверок физлиц по предыдущим периодам, дополнила партнер FTL Advisers Дарья Невская.

  • С 2021 года владельцы КИК могут выбирать между стандартным порядком отчетности (минимальный порог декларируемой в России прибыли КИК — 10 млн рублей в год, ставка налога с превышения 13% для физлиц, 20% — для юрлиц) и особым — заплатить фиксированные 5 млн рублей и не сдавать отчетность вообще.
  • Особым режимом, задуманным как «подарок Путина» для бизнесменов, близких к российскому государству, воспользовались более 270 бизнесменов, сообщил «Ведомостям» представитель ФНС. Это должно приносить бюджету более 1,3 млрд ежегодно. Общее количество российских бенефициаров зарубежных компаний ФНС не уточнила. По данным службы, всего в 2020 году в казну поступило 5,2 млрд рублей от КИК.
  • В 2019 году свои КИК задекларировали 557 человек. В 2020 году налоговики собрали около 4 млрд рублей налога на доходы с прибыли КИК по обычному механизму, писало издание VTimes (по решению Минюста России внесено в реестр СМИ-иноагентов).

Узнайте больше

«Подарок Путина», позволяющий официально «проводить» КИК мимо ФНС за скромную плату, был сразу воспринят как тихое сворачивание борьбы за деофшоризацию в условиях внешних санкций. Бизнесу схема понравилась — явно выгоднее вложить несколько миллиардов долларов в российскую компанию через КИК и заплатить за это всего 5 млн рублей. С другой стороны, фактическое исключение налога на прибыль для крупных КИК выглядит странно, когда НДФЛ для людей с доходами более 5 млн рублей в год подняли до 15% (подробнее об этом здесь).