Изъятие бесхозяйного жилья в «новых областях» одобрено на уровне правительства
Жилье в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, у которого есть признаки бесхозяйного имущества, будет признаваться собственностью республик и областей или их муниципальных образований. Такой законопроект Минстроя, по данным осведомленных источников «Ведомостей», одобрила правительственная комиссия.
Бесхозяйное жилье, в соответствии с документом, можно будет передавать российским гражданам, которые постоянно проживают на присоединенных территориях и лишились жилья из-за боевых действий, терактов или диверсий. А также выделять как служебное для работников государственных и муниципальных органов, военнослужащих, полицейских, педагогов и медиков.
Почему это важно?
Бесхозяйным в законопроекте признается жилье, «на которое отсутствуют действительные правоустанавливающие документы либо невозможно установить собственника», цитируют «Ведомости» члена профильного комитета Госдумы Александра Якубовского. Однако признака «действительных правоустанавливающих документов» нет в статье 225 ГК, дающей определение бесхозяйной вещи.
В таком варианте законопроект становится инструментом изъятия имущества у людей, вынужденно покинувших оккупированные Россией регионы. Безхозяйного имущества в них — вероятно, именно без «действительных» документов, много: 550 тысяч объектов, или каждый десятый. Оформление физлицами в «новых регионах» недвижимости по украинским документам узаконено и поставлено на поток в МФЦ, но что делать уехавшим и не желающим или не могущим вернуться в Россию, совершенно непонятно.
Более того, у российских властей есть новый дедлайн: полная интеграция регионов должна завершиться до 1 марта 2028 года. В документе правительства об «особенностях правового регулирования» прописан и переход права собственности на жилые помещения, имеющие признаки бесхозяйного имущества, в публичную собственность.
Что дальше?
Законопроект узаконит на федеральном уровне сложившуюся практику изъятия собственности на оккупированных территориях, когда бесхозяйным считается именно имущество без российских документов. В законе Запорожской области в числе признаков такой недвижимости перечислено невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение года и отсутствие сведений о праве собственности в ЕГРН.
Вопросу посвящены несколько расследований. У The Wall Street Journal есть большой материал о приближенных к Кремлю застройщиках и рынке жилья в Мариуполе. А BBC оценивала число изымаемых объектов недвижимости в городе в 5700, а также излагала процедуру и публиковала фрагменты реальных постановлений о признании объектов безхозяйными.
Признаков расширения такой практики на всю Россию сейчас нет — изменения вносятся в законы о принятии в состав России новых территорий. Но поползновения на имущество релокантов есть в виде законопроекта об аресте имущества за правонарушения, совершенные за пределами России, если они направлены против интересов страны. Документ вызвал претензии и еще не дошел до второго чтения, но правительство его поддержало.