Как вводили карантин в Москве, нефть по минус 19 центов и будущее блокчейна Дурова

Москва переходит на жесткий карантин. Это решение далось чиновникам нелегко и вызвало серьезные противоречия между Сергеем Собяниным и Михаилом Мишустиным

С понедельника Москва начинает жить в условиях жесткого карантина с ограничением передвижения людей. Это решение далось властям нелегко, а споры о нем вызвали противоречия между Сергеем Собяниным и Михаилом Мишустиным — и в результате мэру пришлось вводить ограничения в Москве без нормального правового основания. На этой неделе в городе будет введена система «умного наблюдения» за соблюдением карантина, а Дума примет закон, по которому нарушителей можно будет штрафовать на 40 тысяч рублей.

Как принималось решение

К концу прошлой недели спор между высшими чиновниками о необходимости введения в Москве и России жестких карантинных мер обострился, рассказывают два источника The Bell. Основные противоречия возникли между Сергеем Собяниным и Михаилом Мишустиным, говорят они.

По словам одного из собеседников The Bell, Собянин с самого начала настаивал на введении в городе жесткого карантина. Но формально мэр не имеет права вводить такие меры без решения федерального правительства о чрезвычайной ситуации. «На селекторе штаба в четверг на все просьбы губернаторов о более жестких мерах [Собянин] орал в ответ, что такие решения должно принимать правительство», — рассказывает один из собеседников The Bell.

Закрыть регион — предмет совместного ведения руководителя региона и федерального правительства: одно невозможно без другого, соглашается федеральный чиновник. Поэтому в указах Собянина речь и идет о «режиме повышенной готовности», хотя действует он как в режиме ЧС, добавляет он. На несоответствие решения Собянина нормам права указывают и независимые юристы.

Но у Белого дома своя логика: закрыть Москву экономически даже дороже, чем затормозить всю Россию, а правительство уже атакуют самые разные лоббисты с просьбами о поддержке — когда закончится кризис, придется вспомнить и искать деньги и на социальные обещания Путина, и все эти проблемы придется решать не Собянину, объясняет федеральный чиновник.

Источник «Би-би-си», близкий к мэрии, в воскресенье вечером заявил, что Собянин и вовсе принял решение о карантине в Москве единолично, без согласования с Кремлем, а толчком послужили «ролики с гуляющими на шашлыках москвичами». Поверить в то, что Собянин мог принять такое решение без согласования с Владимиром Путиным, решительно невозможно — но то, что что процесс принятия решения был как минимум непростым, видно даже по открытым источникам.

Через час после объявления Сергея Собянина о введении в Москве «режима домашней самоизоляции» Дмитрий Песков заявил, что в Кремле считают эту меру оправданной. А еще через час действия Собянина жестко раскритиковал сенатор Андрей Клишас — человек настолько системный, что этой весной ему доверили главную роль в подготовке поправок в Конституцию. Клишас по сути назвал действия Собянина неконституционными: по статье 55 Конституции ограничивать права и свободы граждан могут только парламент и президент, федеральным законом и в конституционно значимых целях, сказал он.

Спустя еще час после выступления Клишаса с обращением к россиянам неожиданно выступил замглавы Совета безопасности Дмитрий Медведев, который до сих пор за все время эпидемии комментировал события лишь однажды. Конкретно про Собянина он ничего не сказал, но допустил введение «более жестких мер» и призвал отнестись к ним с пониманием.

И только утром в понедельник принятые Москвой меры прокомментировал премьер Михаил Мишустин. Он назвал московские ограничения «логичной мерой» и попросил другие регионы «обратить на них внимание».

«Говорить о том, что решения по ужесточению карантина принимаются Москвой сепаратно, не приходится», — сказала The Bell пресс-секретарь Сергея Собянина Гульнара Пенькова. Текущая ситуация обсуждается на Координационном совете при правительстве, который возглавляет Михаил Мишустин, а его замом является Собянин, напоминает она. Кроме того, Собянин возглавляет рабочую группу Госсовета по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Но в нее, помимо губернаторов, также входят представители правительства — первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьеры Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко и еще ряд министров и чиновников.

Как будет действовать карантин

Как и к самому решению Собянина, к юридическому оформлению карантинных мер есть много вопросов. Из указа Собянина и пояснений оперативного штаба следует:

  • На улицу с понедельника разрешает выходить в ограниченном количестве случаев: поездка на работу (если вы обязаны ходить на работу); посещение ближайшего работающего магазина, аптеки, салона связи или банка; выгул собаки в пределах 100 метров от дома; вынос мусора; обращение за экстренной медицинской помощью.
  • Комендантский час не вводится. Разрешены поездки на личном автомобиле и на такси. Русской службе BBC на горячей линии по вопросам коронавируса сказали, что на работу можно добираться и общественным транспортом. Справка с работы для этого не нужна.
  • Въезд и выезд из Москвы не ограничены.

Как будут контролировать

Власти просят москвичей постоянно находиться по официальному или фактическому месту жительства. Если у человека нет московской регистрации, он может показать остановившему его полицейскому, например, временную регистрацию или договор об аренде жилья, пояснили The Bell в пресс-службе социального блока московской мэрии.

Затем будет введен другой механизм, рассказали источники «Медузы»: каждый житель города должен будет зарегистрироваться на сайте мэрии, отметить там место фактического проживания и получить уникальный QR-код, который и станет пропуском на время жесткого карантина.

Собянин пообещал, что за перемещениями москвичей будут следить с помощью камер видеонаблюдения и данных сотовых операторов. Мэр назвал это «умной системой контроля домашнего режима». Очевидно, она уже работает. Анонсируя карантин, Собянин пожаловался, что «далеко не все нас [власти] услышали». В частности, ему известно о том, что 20% москвичей пожилого возраста в минувшие выходные совершали дальние поездки.

Как будут наказывать нарушителей

Принятое накануне предписание управления Роспотребнадзора по Москве 1-П позволяет привлекать за нарушение карантина к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Максимальный штраф — 500 рублей.

Правительство уже поддержало ужесточение ответственности КоАП. Законопроект предполагает введение для граждан штрафов до 40 тысяч рублей. Подробно новые штрафы расписаны здесь.

Что мне с этого?

Решение о карантине в Москве было неизбежным, и соблюдать его придется — на необходимости таких мер для смягчения вспышки эпидемии настаивают даже либеральные экономисты. Но экономике от этого не легче, а мер господдержки явно будет недостаточно для спасения бизнеса. В пятничной рассылке The Bell мы расписали последствия кризиса для небольшой компании сферы услуг — пережить его без помощи государства будет невозможно.

ДЕНЬГИ

Гамбит Сечина

Главная новость выходных не про коронавирус — выход «Роснефти» из проектов в Венесуэле. Глава госкомпании Игорь Сечин много лет был главным сторонником ведения бизнеса в этой стране, но в субботу «Роснефть» объявила, что продала все свои венесуэльские активы российскому правительству, а взамен получила 9,6% собственных акций стоимостью около 300 млрд рублей. Главная причина для сделки — попытка вывести «Роснефть» из-под риска введения новых санкций против госкомпании со стороны США. Государство, которому через госкомпанию «Роснефтегаз» принадлежало 50% акций «Роснефти», в результате такой сделки формально может лишиться контроля в госкомпании, но эта перспектива, вероятно, оказалась меньшей из зол.

Нефть по минус 19

Пока Москва забыла обо всем из-за эпидемии и карантина, цены на нефть продолжают быстро падать — и этот процесс нас еще нагонит. За ночь первых понедельничных торгов баррель Brent уже подешевел на очередные 5,3% и к 9:00 мск стоит $23,6 — и аналитики называют эту цену все еще завышенной по отношению к реальной. Мировой рынок нефти «сломлен и тонет в нефти, которая никому не нужна», написал в воскресенье Bloomberg: из-за эпидемии спрос упал как минимум на 20%, нефтехранилища переполнены, и в некоторых странах продавцы доплачивают покупателям за нефть, которую им негде хранить. Реальные сделки на физическом рынке в США совершаются по $5–10, а в середине марта там была впервые зафиксирована отрицательная цена. Во втором в мире нефтетрейдере Trafigura считают, что цена Brent может упасть еще на $10, это мнение поддерживают и независимые эксперты.

Что будет с блокчейном Дурова

Telegram на прошлой неделе фактически проиграл суд с Комиссией по ценным бумагам США (SEC). Финальное решение еще не принято, но из позиции суда, удовлетворившего ходатайство SEC о предварительном запрете выпуска Gram, видно, что шансов на победу у компаний Павла Дурова уже нет. Но блокчейн TON уже построен, а вокруг него уже образуется экосистема. В еженедельной рассылке The Bell Tech мы разобрали, возможно ли запустить блокчейн-платформу Дуровых даже после проигрыша в суде и чем это решение может обернуться для инвесторов TON. Прочитать об этом можно здесь, а подписаться на рассылку — вот тут.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Новый проект от «Русских норм!»

Ваш бизнес прогорел и вы никак не решитесь открыть новый? Вы занимаетесь нелюбимым делом и боитесь рискнуть и превратить свое хобби в постоянную работу? В совместном проекте «Русских норм» и Chivas — «Перемены — это норм!» — мы рассказываем истории людей, неоднократно менявших свою жизнь и себя самих в соответствии с новыми реалиями.

Герой первого выпуска — основатель White Rabbit Family Борис Зарьков, который рассказывает об ошибках начинающих рестораторов, личном кризисе и ограничениях современного человека.

ПРАКТИКА

Слежка на коне

О долгосрочных последствиях эпидемии можно рассуждать долго (и интернет-мыслители вовсю этим занимаются), но пока очевидно одно: коронавирус даст огромный толчок вперед технологиям слежки за людьми. Дело не только в системах, которые прямо сейчас страны от России и США строят для слежки за соблюдением карантина. Бурный рост наблюдается и на рынке софта для слежения за сотрудниками компаний — начальники хотят лучше контролировать подчиненных на удаленке и скупают все возможные системы слежки, рассказывает Bloomberg.

Работа-2020: сотрудник колл-центра

В России главным местом трудоустройства для людей, теряющих работу, пока становятся розничные сети. Но есть и другие отрасли, которые в период кризиса стали резко нуждаться в сотрудниках. Одна из них — колл-центры потребительских компаний, рассказывает WSJ. Вал звонков от покупателей, которые теперь не могут разобраться со своим вопросом в магазине, заставляет компании в США нанимать десятки тысяч временных работников — тем более что в колл-центре легко работать на удаленке.