Нефтяников попросили оставить бензин в России. Убытки компенсируют, но за их же счет

В России новое обострение топливного кризиса. Правительство в очередной раз прибегает к административным и налоговым мерам, чтобы вынудить нефтяников оставлять бензин в России, те по возможности сопротивляются, пишет «Коммерсант».

Издание узнало подробности совещания нефтяников с Минэнерго и ФАС в пятницу, 24 мая. Необходимость новой «сверки позиций» возникла из-за роста оптовых цен на топливо почти до уровня ноября 2018 года, когда правительство договорилось об их заморозке.

  • Перед совещанием стало известно, что поручения вице-премьера Дмитрия Козака об увеличении поставок бензинов не выполнили «Роснефть» и «Газпром нефть», требования по дизтопливу не выполнили «Роснефть» и «Лукойл».
  • На совещании нефтяники пообещали увеличить объем предложения топлива на внутреннем рынке.
  • «Лукойл»и «Сургутнефтегаз» снимут объемы с экспорта.
  • «Роснефть», снизившая продажи топлива на бирже из-за ремонтов на НПЗ, заявила, что нормативы продаж соблюдает.
  • После совещания 24 мая стоимость топлива на бирже стала снижаться: Аи-92, Аи-95, дизтопливо подешевели 27 мая на 0,8%, 1% и 0,2%, до 48,9 тыс. рублей, 50,9 тыс. рублей и 47,8 тыс. рублей за тонну.

Ножницы цен

Рост экспорта топлива,  ремонты на НПЗ и переход на выпуск нетоварных продуктов (нафты) связаны с тем, что экспорт при сложившихся ценах на нефть привлекательнее, чем поставки на внутренний рынок.

  • В 2011 году при нефти по $110 за баррель правительству пришлось ввести заградительную пошлину на бензин, сейчас действует демпфирующий механизм компенсаций нефтяникам из бюджета.
  • Правительство уже согласовало рост субсидий нефтекомпаниям с 1 июля. «Коммерсант» узнал, что платежи (так называемая демпферная составляющая) увеличатся в 2020–2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но по требованию Минфина будут ниже, чем в 2019 году.
  • Дополнительные расходы правительство хочет покрыть увеличением НДПИ с тех же нефтяников — то есть в итоге им предстоит субсидировать переработку за счет собственной добычи. При нефти от $55–57 до $80 за баррель вводится  фиксированная надбавка к НДПИ на нефть в 75 рублей за тонну.

Демпфер по-прежнему не покроет всего превышения внешних цен над внутренними. В марте президент «Лукойла» Вагит Алекперов оценил потери российских нефтяных компаний от продажи топлива в России с начала года в 50 млрд рублей.

В динамике. Весной 2018 года начался резкий рост цен на топливо: в январе бензин Аи-95 в среднем по России стоил 41 рубль, в мае — уже 44 рубля. Рост удалось остановить в июне, после того как правительство обещало нефтяникам снизить акцизы, а те в свою очередь – сдерживать цены. Уже осенью нефтяные компании говорили, что литр топлива в России должен стоить на 4–5 рублей дороже замороженных цен. В апреле литр Аи-95 по-прежнему стоил около 45 рублей.

Почему это важно. Правительство намерено сдерживать и, вероятно, сдержит рост цен на топливо — по меньшей мере в период посевной. Проблема в том, что оно делает это административными методами, меняя налоговую систему по мелочам. Это создает нестабильность и непредсказуемость и мешает компаниям планировать инвестиции.