Неработающая цифровая слежка, Rambler открестился от Nginx и смятенные инвесторы Дурова

Тема выпуска — провал цифровой слежки за больными коронавирусом

Спустя месяц-полтора после введения повсеместных карантинов, главной темой для европейских стран — а скоро и для России — становится вопрос: как из этих карантинов выходить и начинать относительно нормальную жизнь, минимизировав риски начала второй волны эпидемии. Единственный способ ее предотвратить — как можно быстрее идентифицировать и изолировать заболевших, и в этом многие страны рассчитывают на цифрового «большого брата» — системы контроля за заболевшими и отслеживания их контактов. Но наладить их работу нигде, кроме как в Китае, толком до сих пор не смогли.

Сингапур: приложение, которое никто не хочет устанавливать

Сингапур в середине марта объявили чуть ли не единственной страной, которой удалось не допустить распространения коронавируса — и это при том, что Сингапур входит в мировую тройку по плотности населения и является главной точкой пересечения торговых путей в Юго-Восточной Азии.

Секретом успеха сингапурских властей называли быстрое закрытие границ, массовое тестирование и системы слежки, которые помогали отслеживать потенциальных заразившихся. В городе-государстве даже не потребовалось вводить карантин: казалось, обуздать болезнь получится и так.

Но радость оказалась преждевременной: на 1 апреля в Сингапуре была всего 1 тысяча заразившихся, сейчас их уже 11 тысяч. Одну из главных ставок сингапурские власти сделали на приложение TraceTogether: это система мониторинга, которая отслеживает местоположение пользователей по Bluetooth и определяет их расстояние друг от друга. Если человек оказывается в близком контакте с подтвердившимся зараженным, приложение сигнализирует пользователю и передает информацию властям.

Звучит пугающе и вдохновляюще одновременно, но с момента запуска приложения прошел месяц — и по факту оно до сих пор не работает, пишет The Wall Street Journal. Проблема примерно такая же, как с накоплением коллективного иммунитета: чтобы система слежки через Bluetooth работала эффективно, приложение должны установить хотя бы две трети из 5,7 млн жителей Сингапура. За месяц это сделали лишь 1 млн человек — и это в стране с относительно авторитарным режимом и богатым опытом слежки за гражданами.

Люди отказываются устанавливать государственное приложение по разным причинам:  кто-то считает, что принятых карантинных мер уже достаточно, чтобы победить эпидемию, другие беспокоятся о конфиденциальности и не хотят ставить программы, которые получат доступ к неизвестному объему данных, перечисляет WSJ.

Но власти других стран посчитали опыт Сингапура успешным: приложением заинтересовались около 50 стран, а похожие приложение хотят запустить Австралия, Новая Зеландия, Франция и Германия, где подобная инициатива с  еще большей вероятностью вызовет у людей сопротивление.

Россия: полиция надежнее технологий

В России были запущены сразу две похожие системы контроля за зараженными COVID-19 и отслеживания их контактов, но и у нас результаты их работы, судя по всему, оставляют желать лучшего.

Правительство Москвы еще в начале апреля разработало приложение для смартфонов «Социальный мониторинг», которое должно было следить за соблюдением карантина людьми с подтвержденным диагнозом, а также прибывшими из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

Первый блин вышел комом. 25 марта приложение выкатили в магазин Google Play, но специалисты сразу обнаружили, что оно запрашивает у пользователя неограниченный доступ к данным и функциям смартфона, передает данные на серверы мэрии в незащищенном виде, а для распознавания лиц использует эстонский сервис, который передает собранное на серверы, расположенные в Германии. Пользователи обрушили рейтинг приложения до 1 из 5, и 1 апреля оно исчезло из Google Play.

Вместо этого мэрия стала раздавать «Социальный мониторинг» непосредственно людям, помещенным под карантин — вместе с бесплатными смартфонами, единственной функцией которых была работа приложения. Об итогах работы системы мэрия не отчитывалась, но очевидный способ обхода приложения — выйти из дома, оставив там смартфон с приложением — судя по всему, пользуется успехом: нарушителей карантина задерживает полиция с помощью обычной проверки пропусков. В апреле в Москве так было задержано 130 человек.

Но мэрия не сдается. В конце этой недели она выпустила новую версию приложения. «Чтобы у пользователя не было возможности оставить смартфон дома и выйти на улицу без него, приложение в случайное время присылает пуш-уведомления с запросом дополнительного подтверждения — для этого потребуется сделать селфи», — говорится в его описании.

Свою систему контроля за заболевшими на федеральном уровне 1 апреля запустило и Минкомсвязи. Их передвижения отслеживают по геолокации сим-карт, номера которых собирают у региональных властей. Об итогах ее работы известно еще меньше, чем о московской системе — только 5 апреля источник в Минкомсвязи заявлял, что с помощью геолокации власти выявили 5 тысяч нарушителей карантина. В Минкомсвязи на запрос The Bell не ответили.

Google, Apple и всемирная система слежки

К попыткам контроля за больными коронавирусом присоединяются и технологические гиганты. 10 апреля Apple и Google объявили о совместной разработке технологии слежения, которая позволит правительствам всех стран отслеживать контакты заразившихся. В ней, как и в Сингапуре, будет использоваться не GPS, а Bluetooth. Компании пообещали в середине мая разработать API, который бы позволил «видеть» друг друга смартфонам с Android и iOS, на которые установлены приложения от государственных служб здравоохранения, подключенных к проекту.

На этой неделе еврокомиссар Тьерри Бретон рассказал, что API станет доступна в ЕС уже 28 апреля, то есть уже с этого дня разработчики приложений смогут начать настраивать свои системы.

В отличие от сингапурской системы, IT-компании обещают не раскрывать властям конфиденциальную информацию о пользователях: все пользователи получат идентификационные номера, не привязанные к персональным данным, а приложения будут оповещать людей о возможных контактах, но не передавать информацию о них властям, обещают разработчики.

Вопрос в том, сколько пользователей добровольно согласятся ставить приложения, разработанные властями их стран. Если их будет недостаточно, то вся система, ровно как и сингапурская TraceTogether, окажется неэффективной. Кроме того, неясно, насколько даже такая анонимизированная платформа на самом деле защищает пользователей: даже если Google и Apple не будут собирать данные и передавать данные пользователей местным властям, не факт что это не попытаются сделать сами приложения, как тот же российский «Социальный мониторинг», который в бета-версии просил у пользователей доступ почти ко всем данным, содержащимся на смартфоне.

Но установка специальных приложений потребуется только на первом этапе: на втором Google и Apple готовятся в конце 2020 года выпустить обновление своих ОС, которые позволят отслеживать контакты людей автоматически. Приложения от национальных минздравов на этом этапе будут нужны только чтобы предоставить пользователю информацию о том, что делать, если контакт все-таки случился. Но и при такой архитектуре гарантировать пользователям стопроцентную конфиденциальность все равно нельзя, считают критики системы.

НОВОСТИ

Rambler открестился от дела Nginx

Громкое уголовное дело, заведенное по инициативе акционеров Rambler на самый популярный в мире веб-сервер Nginx, получило новый поворот. Rambler, чья претензия, переданная компании Lynwood, стала причиной обысков у основателей Nginx, отказался от своих претензий — хотя права требований по делу все еще принадлежат все той же Lynwood, которую связывают с Александром Мамутом. Rambler даже обратился в органы с просьбой о прекращении дела — это была одна из задач, еще в декабре поставленных перед холдингом его советом директоров. Жаль, что все это в реальности мало помогает самим Nginx: ничего не помешает Lynwood продолжать настаивать на обвинении, а органам — продолжать расследование по уголовному делу, которое просто по просьбе заявителей, вообще-то, закрыть не могут. Зато теперь можно смело говорить, что Rambler (а тем более его партнер и акционер Сбербанк) отношения к делу не имеют.

Инвесторы TON в смятении

До обещанного запуска блокчейн-платформы TON братьев Павла и Николая Дуровых осталось меньше недели: до 30 апреля они обещали инвесторам запустить проект или вернуть деньги. Но планы команды до сих пор неизвестны: суд над Telegram в США затягивается, промежуточное решение было вынесено в пользу SEC, а инвесторы до сих пор не получили от создателей Telegram никаких новых предложений. Большинство верит, что «Павел что-нибудь придумает», часть — уже готова забрать деньги, чтобы хоть частично отбить затраты на инвестиции с учетом подскочившего курса. Но что именно предпримут братья Дуровы и на что будет жить Telegram, если им придется вернуть деньги, пока что не понимает никто.

Read later

  • The Verge поговорил с несколькими десятками из 406 бывших сотрудников стартапа Bird, которых несколько недель назад уволили по Zoom во время двухминутного звонка, который, возможно, был предзаписан. Оказалось, что на фоне общей атмосферы, царившей в компании, и методов управления, которые использовал топ-менеджмент, это событие не сильно выделялось.
  • Из-за коронавируса количество заказов на Airbnb снизилось на 85%, выручка упала на 25%, объем заказов упал на $1 млрд а сама компания подешевела с $70 млрд до $30 млрд. Кажется, что бизнес в глубокой яме, но возможно, все это для сервиса — хорошая новость, пишет Wired. За последние годы Airbnb стал намного больше напоминать сеть апарт-отелей, чем площадку для аренды жилья у местных жителей, его наводнили предложения о пересдаче и другие схемы. И этот кризис может все изменить.
  • Кажется, что это для всех уже стало очевидно, но: Bloomberg спросил сотрудников разных компаний про то, что удаленка и самоизоляция сделала с их «work-life balance», — оказалось, ничего хорошего. Люди работают на три часа больше каждый день, ставят будильники, чтобы не забывать есть, переписываются по работе по ночам и выходным и пытаются воспитывать детей параллельно с 13-часовым рабочим днем. Все это предсказуемо ведет к стрессам и выгоранию.