Неудавшийся Мандела и новые проблемы Rusal: что надо знать о военном перевороте в Гвинее

Обнуление и переворот

5 сентября военный спецназ во главе с полковником Мамади Думбуя совершил госпереворот в Гвинее, одной из беднейших стран мира. Президент страны Альфа Конде был задержан, а Думбуя выпустил обращение о приостановке действия конституции, роспуске парламента и закрытии границ. «Мы больше не будем доверять политику одному человеку, мы доверим политику народу», — сказал он. Власть, по его словам, перешла в руки Национального комитета сплочения и развития (CNRD).

По данным одного западного дипломата, пожелавшего остаться анонимным, беспорядки в Гвинее начались после увольнения высокопоставленного командира спецназа, сообщает France 24. В некоторых районах Конакри, столице Гвинеи, новости о перевороте встретили аплодисментами, передает агентство. «Мы гордимся спецназом», — сказал один из демонстрантов.

Переворот осудили генсек ООН Антониу Гутерриш, верховный представитель Евросоюза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. МИД России потребовал освободить Конде и приступить к мирному урегулированию ситуации путем переговоров.

Кадры, на которых угрюмый задержанный президент Альфа Конде сидит в окружении людей, вооруженных автоматами, еще в воскресенье стали вирусными. 83-летний Альфа Конде большую часть жизни провел в оппозиции, но заканчивает свою карьеру после того, как с помощью поправок в конституцию пробил себе третий президентский срок.

До последнего времени по биографии Конде вполне тянул на «гвинейского Нельсона Манделу»; последнего он называл своим кумиром. Еще в 1950-е он уехал из Гвинеи (на тот момент французской колонии) во Францию, где получил дипломы социолога и юриста. На родину он вернулся в 1991-м, после того как действующий президент Гвинеи Лансана Конте объявил о начале демократических реформ. На базе основанного в эмиграции «Национального демократического движения» Конде создал в стране одну из первых партий, возглавил оппозицию, дважды, в 1993 и 1998 годах, по официальным данным, проигрывал президентские выборы. В 1998 году, после попыток оспорить результаты голосования, Конде был арестован, приговорен к пяти годам тюрьмы, но в 2001 году помилован с условием отказа от политической деятельности.

В 2008 году Лансану Конте свергла военная хунта, но в 2010-м под давлением соседей она была вынуждена провести первые в истории Гвинеи свободные выборы, победителем которых стал Альфа Конде. В 2015-м он переизбрался на второй срок. Харизму и интеллект Конде признавали как соратники, так и критики, но при этом описывали его как авторитарного и импульсивного человека, редко слушающего других и часто действующего в одиночку.

О намерении изменить конституцию, вписав туда возможность третьего президентского срока, Альфа Конде объявил еще в 2019 году — за год до Владимира Путина. Отголоски политической борьбы в Гвинее произвели скандал даже в Москве: посол России в Гвинее Александр Брегадзе в январе того же года назвал Конде «легендарным» и заявил, что конституцию не стоит считать чем-то вроде «Библии или Корана» — то есть текстом, который нельзя менять. Позже Bloomberg писал, что Конде в стремлении остаться у власти рассчитывает на поддержку Москвы. В октябре 2019 года Конде встречался за закрытыми дверями с Владимиром Путиным на московском саммите «Россия—Африка».

В марте 2020 года поправки в конституцию с увеличением президентского срока с пяти до шести лет с правом для Конде баллотироваться на новый срок были одобрены на всегвинейском референдуме, а в ноябре 2020 года президент переизбрался на третий срок. В ходе предвыборной кампании группа гвинейских диссидентов во Франции подала на него в суд, обвинив в коррупции и отмывании денег, а после выборов — оппозиция обвинила Конде в масштабных фальсификациях результатов голосования. В столкновениях протестующих с полицией погибли десятки человек.

Российский интерес

Гвинейские лидеры и чиновники были частыми гостями в Москве не столько по политическим, сколько по экономическим причинам. Гвинея — третий в мире производитель бокситов, базового сырья для алюминия, и российской UC Rusal в стране принадлежит боксито-глиноземный комплекс Friguia. На Гвинею приходится 50% бокситов и 5% глинозема, производимых «Русалом».

Rusal купил комплекс Friguia еще при диктаторе Лансане Конте, в 2006 году, за $19 млн. Еще при Конте, спустя два года, правительство Гвинеи заговорило о том, что приватизация была несправедливой и за комплекс надо бы заплатить. А в конце 2008 года свергавшая Конте военная хунта во главе с капитаном Муссой Камара сделала национализацию комплекса одним из своих лозунгов.

В 2009 году хунта подала на Rusal в суд с требованием доплатить $238 млн. Впоследствии сумма претензий выросла до $1 млрд. Разбирательство отняло у Rusal много времени и нервов. Только в 2010 году, накануне президентских выборов, выигранных Альфой Конде, компания договорилась с гвинейскими властями о мировой, переговоры о которой пришлось вести лично Дерипаске.

Сегодня российская компания объявила, что готова к эвакуации персонала из Гвинеи «в случае дальнейшей эскалации политической нестабильности». Но в случае остановки работы Friguia Rusal может потерять треть производства алюминия, а компенсировать эти потери фактически неоткуда, так как разработка немногочисленных российских месторождений низкорентабельна, заявил «Интерфаксу» в понедельник источник в алюминиевой отрасли.

Ценовой взрыв

Переворот в Гвинее стал дополнительным толчком для роста мировых биржевых цен на алюминий, которые и так находятся на историческом пике — еще 31 августа они поставили 10-летний рекорд. Рост с января составил свыше 40%.

На новостях из Гвинеи в понедельник цены на алюминий в Лондоне выросли на 1,8%, до $2775 за тонну. Фьючерсы в Китае (на Гвинею приходится 50% поставок бокситов в страну) скакнули на 3,4% — до самого высокого уровня с 2006 года. Акции UC Rusal на утренних (по Москве) торгах в Гонконге сначала отыграли рост цен, скакнув на 14,4%, но на Мосбирже к вечеру уже скорректировались на 1,4% после новостей о возможной эвакуации персонала и оценке потенциальных производственных проблем.

На фоне новостей из Гвинеи трейдеры заранее отыгрывают возможные риски перебоев с поставками, пояснил The Bell старший аналитик по металлургическому сектору «АТОН» Андрей Лобазов. При этом новостей, которые бы свидетельствовали о фактических остановках производства или трудностях вывоза бокситов, пока не было, отметил он. В отличие от стали или алмазов существует ряд инструментов для инвестирования в алюминий — это способствует росту волатильности цен на фоне появления каких-либо рисков для отрасли.

При появлении новых негативных новостей вполне возможен скачок цен в район $2900 за тонну, допускает аналитик «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. «С учетом того, что алюминий и до новостей находился в устойчивом восходящем тренде, можно предположить сохранение высокой чувствительности котировок к новостям, намекающим на возможный дефицит», — отметил он.

Если перебои в поставках окажутся длительными, быстро компенсировать гвинейские объемы полностью не получится, и мировое производство алюминия может снизиться на 10–15%, предупреждает аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Василий Сучков. Алюминий в таком случае подорожает очень сильно, но до каких уровней, предсказать невозможно, говорит аналитик.

Для «Русала» последствия событий в Гвинее неоднозначны: с одной стороны, рост цен на алюминий, с другой — риск обеспеченности сырьем. Судя по отчетности за первое полугодие 2021 года, 38% бокситов у «Русала» было обеспечено поставками из Гвинеи, и, соответственно, возможный перебой поставок в конечном итоге приведет к снижению объемов производства, говорит Затолкин.

«Русал» может лишиться до трети годового объема производства алюминия, но резкий рост в случае падения мирового производства алюминия частично компенсирует снижение операционных показателей, считает Сучков. «Однако мы придерживаемся мнения, что ситуация в ближайшее время нормализуется и “Русал” даже останется в выигрыше из-за спекулятивного роста цен на алюминий», — сказал он.