Новые запреты для российских машин в Европе, Путин о Воложе, Чубайсе и деприватизации и с кого еще снимут санкции

LADA/VK

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Санкционные разъяснения Еврокомиссии, обязывающие страны ЕС изымать у въезжающих россиян личные вещи, вызвали многочисленные споры. Применение драконовских правил будет зависеть от властей конкретных стран — и сегодня оно начало обретать конкретные формы. Литва и Латвия объявили о запрете на въезд для автомобилей с российскими номерами, а Германия предупредила о том, что ее таможенники могут изъять у россиян любые личные вещи из списка.

  • Опубликованные Еврокомиссией в прошлую пятницу разъяснения о запрете на ввоз россиянами в ЕС личных вещей вызвали многочисленные споры. Документ, предписывающий изымать у россиян личные вещи, выглядел как избыточная формальная инструкция, которая в реальности соблюдаться не будет, — тем более что решения о его реальном применении будут принимать таможенные органы конкретных стран.
  • Понедельничные устные разъяснения Еврокомиссии сводились к тому, что снимать с людей одежду на границе не будут, конфисковывать автомобили — будут, а остальное — по ситуации и на усмотрение конкретной таможни. И вот во вторник «конкретные страны» начали давать свои пояснения.
  • Радикальнее других традиционно выступили балтийские страны. Сначала глава МВД Литвы объявила, что таможенные органы страны будут конфисковывать автомобили с российскими номерами, за исключением людей, едущих транзитом в Калининградскую область (но у них должны быть соответствующие документы). А затем Латвия объявила, что с 18:00 12 сентября запрещает въезд в страну автомобилей с российскими номерами. Также граничащая с Россией Эстония со своей позицией пока не определилась. А соседняя Финляндия, наоборот, объявила, что конфисковывать не будет. Впрочем, до конца недели страны, граничащие с Россией, должны договориться о совместном подходе к выполнению новых разъяснений ЕК, заявили в эстонском МИДе.
  • Власти ни одной из перечисленных стран пока не уточнили, что будут делать с машинами с российскими номерами, которые пересекли границу до запрета. До сих пор изъятие автомобилей с российскими номерами практиковалось только в Германии — и там машину могли забрать не только на границе, но и с парковки у дома или прямо на трассе
  • Власти Германии, которые начали арестовывать автомобили с российскими номерами еще летом, пока выступили только с формальным объявлением. Представитель немецкой таможни 12 сентября ответил на запрос россиянина, сделанный по просьбе РБК, что любые товары, подпадающие под эмбарго, в том числе смартфоны и ноутбуки, могут быть конфискованы. Единственное исключение — товары, купленные для личных нужд членами семей граждан ЕС и дипломатами. При этом проверки на таможне будут проводиться выборочно. Как эти правила будут применяться в реальности, пока непонятно. По уже идущим делам об аресте машин с российскими номерами суды уже несколько раз принимали решения о возврате автомобилей владельцам, но достоверно известно пока только об одном окончательном решении о возврате.

Что мне с этого?

Случаи конфискации имущества россиян в ЕС вряд ли станут массовыми, но угроза лишиться автомобиля или смартфона сделает поездки в Европу еще труднее. У россиян появится новый повод для обид на европейцев, а у российской пропаганды — новая тема для спекуляций.

СИГНАЛЫ

Путин о Воложе, Чубайсе и деприватизации

Владимир Путин в выступлении на Восточном экономическом форуме неожиданно решил прокомментировать антивоенные заявления основателя «Яндекса» Аркадия Воложа и эмиграцию Анатолия Чубайса. Впрочем, выступление было явно спланировано заранее — вопросы о Воложе и Чубайсе Путину задал модератор панельной сессии форума.

Заявление Воложа, назвавшего войну «варварским вторжением России в Украину», Путин прокомментировал относительно мягко: «Он живет в Израиле, я могу себе представить, что, чтобы жить там на хорошем уровне и иметь хорошие отношения с властями, он и вынужден делать определенные заявления. Сидел же, молчал долгое время, потом решил сделать заявление. Ну, дай бог ему здоровья, пусть ему там хорошо живется. Нас это особенно не задевает». Путин добавил, что «у человека чувство совести должно быть в отношении той страны, которая ему все дала», но оговорился, что он не имеет в виду лично Воложа.

Про Чубайса Путин высказался резче. «Анатолий Борисович там зачем-то прячется… Мне показали какую-то фотографию из интернета, где он уже не Анатолий Борисович Чубайс, а Моше Израилевич какой-то, живет там где-то… Зачем он это делает, я не понимаю, чего он удрал», — сказал Путин. Он предположил, что Чубайс боится уголовных дел из-за «огромной финансовой дыры в “Роснано”».

А третьей важной заготовкой для бизнеса стал еще один заданный ведущим вопрос — о том, не скрывается ли за часто звучащими заявлениями о «новой приватизации» желание государства начать массово «забирать активы в свою пользу». Это для Путина традиционный вопрос, на который он много раз за эти 23 года отвечал отрицательно. Так же он ответил и сейчас, хотя и с оговоркой: «Конечно, во многих случаях востребовано появление нового класса, молодого класса бизнесменов, это тоже правда. Но никто не говорит, что нужно решать вопросы деприватизации и что-то переделить. Нет, этого не будет».

И вопрос ведущего, и ответ Путина касались вовсе не национализации активов западных компаний (самые известные случаи — Danone и «Балтика»). Активы иностранцев передаются в управление Росимущества по указу президента — а Путин, отвечая на вопрос, упомянул прокуратуру. И это не случайно: Илья Шуманов из Transparency International в августе обратил внимание на то, что за последние месяцы Генпрокуратура без большого шума национализировала в разных регионах России почти два десятка крупных предприятий. Последним громким случаем был иск об изъятии у богатейшего россиянина Андрея Мельниченко энергокомпании «Сибэко», которую Мельниченко купил у своего однокурсника Михаила Абызова за год до ареста последнего по делу о мошенничестве. Прокуратура считает сделку на 32 млрд рублей коррупционной.

САНКЦИИ

Из-под санкций выведут троих

ЕС на этой неделе не станет продлевать санкции против трех россиян, узнало агентство Reuters. Помимо экс-гендиректора Ozon Александра Шульгина, добившегося отмены санкций в европейском суде, это владелец холдинга РБК Григорий Березкин и экс-акционер газовой компании «Нортгаз» Фархад Ахмедов. О том, что эти трое будут исключены из санкционных списков, сообщало еще в августе со ссылкой на своих источников «Радио Свобода».

Почему санкции снимут с Шульгина, мы подробно рассказывали здесь: включение в санкционный список наемного CEO Ozon, который не смог отказаться от участия во встрече с Владимиром Путиным 24 февраля 2022 года, с самого начала было одним из самых слабых санкционных кейсов ЕС. Санкции против Фархада Ахмедова, продавшего свои основные активы в России еще в 2012 году (а в 2023 году прославившегося утекшим разговором предположительно с продюсером Иосифом Пригожиным, в котором резко и нецензурно ругал российские власти), можно назвать недоразумением. Но почему Еврокомиссия решила снять санкции с Березкина, пока не очень понятно. Если Березкин чем-то и отличается от других российских миллиардеров, попавших в список как «влиятельные бизнесмены», то это тем, что по крайней мере формально владеет одним из крупнейших российских СМИ — РБК. «Радио Свобода» утверждало, что за Березкина просили некие неназванные «представители российской оппозиции».