Онлайн-торговля продуктами выросла в 2,7 раза, заработок автодилеров на дефиците и небанальные советы от бессонницы

Онлайн-продажи продуктов за полугодие выросли почти втрое. Лидером стал «Вкусвилл», а «Сбер» хочет инвестировать в онлайн-подразделение X5

Онлайн-продажи продуктов в России за первое полугодие 2021 года выросли в 2,7 раза и достигли 149 млрд рублей, подсчитало агентство Data Insight. Лидером сегмента с долей 14%, по оценке агентства, стал «Вкусвилл». Кроме него в тройку вошли сервисы «СберМаркет» и «Самокат», доля в котором также есть у Сбербанка. Но на этом «Сбер» может не остановиться — как сообщил сегодня «Коммерсант», он хочет инвестировать в онлайн-бизнес X5 Retail Group, который группа недавно выделила в отдельную компанию.

  • В первом полугодии 2021 года объем онлайн-рынка продуктов питания вырос на 174%, до 149 млрд рублей с НДС, говорится в исследовании Data Insight. Число заказов при этом выросло на 268%, до 118 млн, а средний чек упал на 26%, до 1260 рублей.
  • Снижение среднего чека аналитик DataInsight Ольга Пашкова в разговоре с РБК связала со стремительным ростом выручки и доли рынка сервисов быстрой доставки во главе с «Самокатом» и «Яндекс.Лавкой». Во «Вкусвилле» падение среднего чека объяснили тем, что покупатели привыкли к сервису и стали делать заказы чаще. Похожее объяснение предоставили РБК и в «СберМаркете».
  • Тройку лидеров сегмента составили «Вкусвилл» (доля 14%, цифр по остальным участникам Data Insight не раскрыла), «СберМаркет» и «Самокат». Также в десятку вошли Delivery Club, «Пятерочка», «Яндекс.Лавка», Ozon, «Утконос», «Vprok.ru Перекресток» и Wildberries (их агентство перечисляет по алфавиту).
  • Сбербанк помимо «СберМаркета» владеет через СП с Mail.Ru Group долями еще в двух сервисах, вошедших в топ-10, — «Самокате» и Delivery Club. Но сейчас стороны ведут переговоры о разводе, а Сбербанк ищет новые активы для включения в свою экосистему. Как сообщил сегодня «Коммерсант», «Сбер» рассматривает возможность инвестиций в онлайн-бизнес X5 Retail Group.
  • X5 этим летом объявила о выделении в отдельную структуру своего цифрового бизнеса: гипермакета «Vprok.ru Перекресток», сервисов экспресс-доставки из «Пятерочки» и «Перекрестка» и агрегатора доставок «Около». Еще за полгода до этого, в ноябре 2020 года, компания заявляла о возможности отдельного IPO этого бизнеса с оценкой $3–4,5 млрд. В июньском сообщении X5 перечисляла опции дальнейшего развития цифрового сегмента: привлечение инвесторов на открытом рынке капитала, инвестиции через стратегическое партнерство и самостоятельное развитие в рамках Х5.
  • По данным «Коммерсанта», интерес к цифровому бизнесу X5 помимо «Сбера» проявляет «AliExpress Россия». В самой X5 изданию сказали, что обсуждали «различные формы сотрудничества c несколькими потенциальными партнерами на рынке e-commerce, инвестфондами и банками, имеющими инвестиционные подразделения».
  • Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов в разговоре с «Коммерсантом» полагает, что X5 может продать потенциальным партнерам до 50% онлайн-бизнеса. Но руководитель департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима напомнил на примере неудавшегося СП того же Сбербанка с «Яндексом», что партнерства как таковые усложняют процесс принятия решений и несут риски при расхождении взглядов на развитие бизнеса.

Что мне с этого?

Если сравнить цифры Data Insight с общей статистикой Росстата по розничной торговле продуктами питания (8,6 трлн рублей за полугодие), получается, что онлайн-продажи занимают 1,7% российского рынка, подсчитал РБК, — этот рынок, хотя и очень сложен для ведения бизнеса, еще далек от заполнения.

ДЕНЬГИ

Дефицит на пользу дилерам

Дефицит автомобилей не только приводит к росту цен сам по себе — он помогает автодилерам продавать клиентам большее количество дополнительных опций, на которые традиционно приходится большая часть их прибыли. Объем «допов» в конечной цене автомобиля в России с 2019 года в среднем вырос в пять раз, до 200–400 тысяч рублей и до 1–1,5 млн рублей в премиум-сегменте, пишет «Коммерсант». В условиях дефицита у клиента просто не остается выбора — либо брать машину с уже установленными «допами», либо вставать в очередь сроком от месяца до полугода — а в этом случае машина к моменту покупки подорожает, объясняют эксперты.

Южная Корея против монополий Apple и Google

Apple и Google потерпели первое серьезное поражение в борьбе за свои 30-процентные комиссии за платежи внутри своих экосистем. Южнокорейский парламент принял поправки, обязывающие обе компании предоставить сторонним платежным системам доступ для работы в своих магазинах приложений. Одновременно поправки запрещают техногигантам необоснованно удалять приложения из маркетплейса или затягивать их одобрение — эта мера должна предотвратить репрессии против разработчиков, которые выберут другие платежные системы. Apple в ходе обсуждения закона жаловалась на то, что в случае его принятия вырастет риск мошенничества и кражи персональных данных пользователей.

ОБРАЗОВАНИЕ

Курс по дизайн-мышлению от IN SCHOOL

IN SCHOOL вновь запускает образовательный онлайн-курс, посвященный методологии дизайн-мышления «Design Thinking. Научитесь смотреть на бизнес глазами ваших клиентов».

Дизайн-мышление — способ творческого решения деловых задач. С его помощью Airbnb избежала банкротства и выросла в многомиллиардный бизнес, PepsiCo отвоевала потерянные рынки, а команда Netflix изобрела себя заново, превратившись из сети прокатов DVD в самый популярный в мире онлайн-кинотеатр. Рыночная стоимость тех компаний из индекса S&P 500, которые практикуют дизайн-мышление, растет вдвое быстрее среднего значения для участников индекса. Придумывая The Bell, мы тоже использовали эту методологию.

Вместе с профессором школы бизнеса Макдоно Джорджтаунского университета Эвелин Уильямс мы разработали интенсивный курс, посвященный дизайн-мышлению. За три онлайн-сессии вы научитесь задавать вопросы, которые помогут понять боль ваших клиентов, создавать креативные решения и тестировать их.

Даты занятий: 11, 12, 14 и 19 октября. Ознакомиться с программой и зарегистрироваться можно здесь.

ПРАКТИКА

Настало время откровенных разговоров

Люди разных поколений всегда будут — и должны — сталкиваться на работе, да и в целом в обществе, но каждое из этих поколений несет свою культуру и, основываясь на ней, может неверным словом обидеть представителей других возрастов, культур. Об этой проблеме в статье для Financial Times пишет Стефан Стерн, соавтор книги «Хороший плохой босс», приглашенный профессор в области управления бизнес-школы Лондонского университета. Для бизнеса он видит два пути решения проблемы. Первый — откровенные разговоры, которые должны инициировать руководители. Стерн приводит слова консультанта по бизнес-психологии, который советует лидерам быть откровенными и делиться своими тревогами в ситуациях, когда они не уверены, что и как нужно сказать: «Будьте ясны в своих добрых намерениях, даже если можете сказать что-то плохое». Второй совет заключается в том, чтобы не относиться свысока к молодежи. Стерн приводит в пример канадского политика Гектора Дюпюи, который был против, чтобы участникам The Beatles выдали Ордена Британской империи. Дюпюи, по его словам, не хотел, чтобы его ставили «на один уровень с вульгарными тупицами». Стерн призывает не сбрасывать со счетов сегодняшних «вульгарных тупиц», поскольку за ними будущее.

Небанальные советы от бессонницы

В пандемию бессонница стала проблемой для многих, кто раньше никогда не сталкивался с нарушением сна. The New York Times попросила своих читателей поделиться, что им помогает заснуть. Вот некоторые советы. Учительница из Лос-Анджелеса по имени Мария рассказала, что когда она просыпается посреди ночи и не может больше заснуть, она закрывает глаза и думает о сложной схеме электропроводки на кухне, которую она когда-то сама отремонтировала. Такое умственное упражнение схоже с известным всем подсчетом овец, оно вызывает скуку, успокаивает и помогает погрузиться в сон. Еще один метод Марии — вспоминать названия штатов в алфавитном порядке (по ее словам, она еще ни разу не продвинулась дальше N). Другой читатель NYT разработал собственный ритуал для засыпания: он мысленно отправляется в путешествие, при этом представляя поездку в мельчайших деталях. Он представляет, как собирает вещи, спускает по ступенькам чемодан, загружает его в машину, едет по знакомому ему шоссе. Обычно, по его словам, он засыпает «в дороге», не добравшись до пункта назначения.