Орешкин о нефти по $40, будущее накопительных пенсий и разочарование в беспилотниках

Министр экономики о нефти по $40, спорах с Набиуллиной и уголовных делах на бизнесменов

Фото: с сайта Госдумы

Больших новостей первый день осени не принес, поэтому главное чтение сегодня — большое интервью министра экономики Максима Орешкина ТАСС. Собственно экономике там посвящена максимум четверть времени, зато Орешкин рассказывает о противоречиях с ЦБ, объясняет, почему сдержанно комментировал громкие уголовные дела, и — самый важный сигнал — уверяет, что российская экономика отлично справится с падением цен на нефть до $40. На прошлой неделе РБК публиковал прогноз Минэкономики с таким сценарием, предполагающий, что курс доллара превысит 70 рублей.

  • О ближайшем будущем в экономике. «Рост экономики в первых двух кварталах замедлился, сейчас должен выровняться. Правда, добавился фактор риска, который мы в таком объеме не учитывали: торговая война между Китаем и США. Это тоже может на нас повлиять, хотя мы в значительной степени защищены макроэкономическими структурными реформами, которые провели за последние несколько лет. Тут и бюджетное правило, и механизм покупки валюты, и многое другое. Нефть, уходящая с $70 за баррель на $60, сейчас никак не давит на внутриэкономическую ситуацию. Катастрофы не случится».
  • О нефти по $40. «То, что сделано в макроэкономике России с 2014 по 2019 год, точно попадет в учебники. Пять лет назад России было необходимо, чтобы за баррель давали $115. В этом случае мы могли поддерживать свой бюджет и платежный баланс. Сейчас сумма — $45 за баррель. <...> Мы с саудитами поменялись местами на нефтяном рынке: им нужно $70 за баррель, а нас устроят и $40. Хотя, конечно, лучше $60 — это оптимальная цена, некий уровень, позволяющий нам спокойно инвестировать в новые проекты, развивать их. При $40 это станет делать сложнее, но даже на такой цене мы не будем испытывать серьезного давления на финансовый рынок и внутреннюю экономику с точки зрения бюджета, платежного баланса».
  • О торговой войне США и Китая. «Уже сравнивал происходящее с началом новой Столетней войны. Только в экономике. Это может затянуться надолго. По сути, речь о конфликте платформ развития. Есть риск быстрого разрушения с огромным негативом для Китая и с чуть менее печальными последствиями для США, поскольку американская экономика больше ориентирована на себя, а не на внешнюю торговлю. Пока идет психологическое давление на оппонента. Но и Трамп, и Си из тех лидеров, которые не любят отступать».
  • О спорах с Набиуллиной. «Эльвиру Сахипзадовну люблю и уважаю, считаю, у нас хорошие отношения. Наезжаю я на ситуации, а не на конкретных людей. Скажем, уже публично высказывался, что ЦБ и регулирует, и надзирает, и владеет банками. Три функции соединены в одну. Так, на мой взгляд, быть не должно… Или мы говорили о рынке потребительского кредитования. То, чего я добивался, случилось: удалось привлечь общественное внимание. Появление дополнительного прессинга по этой теме заставило и ЦБ сконцентрироваться, провести более глубокий анализ. Надеюсь, это отразится и на принимаемых Центральным банком решениях».
  • Об уголовных делах против бизнесменов. (В вопросе упоминались дела на Майкла Калви, Сергея Петрова и Давида Якобашвили.) «У меня нет желания пиариться на модной повестке. Важно работать над системными изменениями, а не точечными. А по поводу Майкла Калви. С этим делом надо максимально быстро разбираться. У нас ведь проблема не только в том, что какие-то дела, как видим на примере Ивана Голунова, возникают на ровном месте. Они порой длятся месяцами, годами, зависая без проведения каких-то фактических действий».
  • О претензиях к работе Росстата. «В последние лет 15 Росстат де-факто был бесхозным и брошенным. Никто в правительстве им предметно не занимался, и он пришел в Минэк в ужасном состоянии. В команде Росстата почти отсутствовала молодежь, зарплаты были в два раза ниже, чем в Казначействе, IT на порядок меньше, чем в других органах власти… Мы пытаемся сделать Росстат по-настоящему передовым ведомством. Есть проблема, связанная с качеством данных. Если сдал неправильную отчетность в налоговую инспекцию, можно и в тюрьму сесть. А за искаженные сведения в Росстат никакого наказания не будет, даже административного. Поэтому сейчас выстраивается система, когда данные из одного источника станут проверять информацией из других».

Что мне с этого?

Обсуждение будущего российской экономики при нефти по $40 быстро переходит из разряда апокалиптических теорий в мейнстрим — и это неудивительно, учитывая прогнозы и новости об американско-китайской войне и приближении рецессии в США. Экономисты при этом считают прогнозы Минэкономики при нефти по $40 чрезмерно оптимистичными.

ДЕНЬГИ

Накопительную пенсию превратят в разовую выплату

Помните о накопительной части пенсии, замороженной в 2014 году? Она все еще существует, и правительство пытается придумать, как ее выплачивать — что не так просто, потому что в результате заморозки средний счет застрахованного в НПФ составляет 73 тыс. рублей, что соответствует выплатам менее 300 рублей в месяц при сроке дожития 252 месяца. Теперь Пенсионный фонд России (ПФР) предложил увеличить долю людей, которые получат эту часть пенсии единовременной выплатой.

Сейчас в форме такой выплаты пенсию получают люди, у которых на счете меньше 177 тыс. рублей (тем, у которых больше, назначается накопительная пенсия с ежемесячными выплатами, которая плюсуется к страховой). ПФР предложил повысить эту планку примерно в 2,4 раза — это значит, что единовременную выплату будут получать почти все — для получения накопительной пенсии необходимо будет иметь на счету 450–500 тыс. рублей, а такие суммы имеют единицы.

Кто делает мороженое для Путина

Самым обсуждаемым событием Московского авиакосмического салона (МАКС) уже в который раз становятся не новые самолеты, а покупка Владимиром Путиным мороженого (на этот раз президенту Турции Реджепу Эрдогану). Как и в 2017 году (и даже у той же продавщицы), Путин купил пломбир в стаканчике «Коровка из Кореновки». Удивительно, но о владельцах производителя любимого мороженого Путина, которое в этом году заняло больше 8% российского рынка, почти ничего не известно — мы попробовали восполнить этот пробел.

Придется достраивать самим

В июле один из претендентов на достройку космодрома Восточный Арас Агаларов рассказывал The Bell, что откажется от проекта, — по его словам, потратив на строительство 40 млрд рублей, он получил бы 8 млрд рублей убытков. Кроме Агаларова, проект предлагали «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко и «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга, но ни один частный подрядчик в итоге так и не согласился — и теперь Минобороны может достроить космодром собственными силами, выяснили «Ведомости». Вопрос окончательно решится на совещании на Восточном 6 сентября с участием Владимира Путина.

СИГНАЛЫ

Последний протест перед выборами

Последняя протестная акция в Москве перед выборами в Мосгордуму (они пройдут уже в это воскресенье, 8 сентября) стала на удивление малочисленной и завершилась на удивление мирно. МВД оценило число участников в 750 человек, «Медуза» — в несколько тысяч, а задержаний не было вообще. Освобожденный на прошлой неделе Алексей Навальный не пришел, объяснив это нежеланием получить новое задержание накануне ответственных выходных с выборами.

ПРАКТИКА

Разочарование в дронах

Рынок дронов вымирает: производители по всему миру закрываются, а инвесторы отказываются финансировать новые проекты, рассказывает Bloomberg. Взрывной рост популярности беспилотников пришелся на начало 2010-х. Тогда компании-производители успели привлечь почти $3 млрд от венчурных инвесторов и пообещать за несколько лет внедрить летательные аппараты в современный бизнес — например, создать воздушные грузовики и дроны-спасатели. На деле оказалось, что для развития технологий рынку потребуется в разы больше времени. Теперь у проектов заканчиваются деньги, а выйти на прибыль многие из них так и не смогли. В результате с начала прошлого года уже три крупных производителя объявили о приостановке работы, еще 67 дрон-стартапов продали компаниям в других отраслях.

Биохакеры против дорогой генной терапии

Биохакеры в очередной раз решили бросить вызов традиционной медицине. Теперь они создают аналог самого дорогого лекарства в мире — генной терапии Glybera за $1 млн, это первое одобренное FDA лекарство для лечения наследственных заболеваний. Терапия от биохакеров обойдется в 140 раз дешевле и будет стоить около $7 тыс., рассказывает MIT Technology Review. Группа исследователей уже разработала прототип лекарства и готова представить его научному сообществу. Тем временем сами ученые относятся к их задумке с опаской. Они уже признавали Glybera коммерчески убыточным проектом из-за того, что за все время выпуска препарата полный курс лечения смог позволить себе лишь один пациент. Однако, по их мнению, создание аналога может создать проблемы посерьезнее. Так, относительно низкая цена подтолкнет огромное количество больных покупать именно копии лекарств вне зависимости от их эффективности.