Отельеры попросили поддержки у правительства из-за введения QR-кодов

Гостиничный бизнес первым ощутил на себе последствия введения QR-кодов в регионах и умоляет правительство о поддержке. С выходом кодов на федеральный уровень его примеру последуют другие отрасли. 

Что произошло

На минувшей неделе (закончившейся законопроектами о QR-кодах на федеральном уровне) «Опора России» запросила правительство о судьбе предложений о поддержке туризма и гостиничного бизнеса, пишет "Коммерсант".

Бизнес, кроме прочего, предлагал ввести невозвратный тариф для гостиниц, упростить регистрацию интуристов, ограничить курортный сбор, а отдельно (со стороны Ростуризма) - снизить НДС для гостиниц, туроператоров и ресторанов до 7%. Обоснование - региональные ограничения в связи с ростом заболеваемости коронавирусом, в том числе требование предоставлять при заселении сертификат о вакцинации или ПЦР-тест. 

Чисто отраслевые инициативы еще могут быть одобрены властями не в полном объеме, говорят эксперты, но снижение НДС практически исключено. Издание получило проект доклада министра финансов Антона Силуанова, где инициатива признана нецелесообразной. В документе говорится, что снижение НДС для гостиничной отрасли с 20% до 10% не гарантирует снижения цен для туристов, но приводит к сокращению доходов федерального бюджета на 37 млрд рублей в год.

Почему это важно

Происходящее в гостиничной отрасли, наряду с общепитом первой столкнувшейся с QR-кодами, позволяет смоделировать, что произойдет в других отраслях с их внедрением на федеральном уровне.

Заселение в официальные гостиницы по QR-кодам стимулировало миграцию клиентов в частный сектор и неклассифицированные средства размещения (то есть оказывающие гостиничные услуги, но не объявляющие об этом), говорит вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.

Участники рынка оценивают падение спроса бизнес-туристов на гостиницы в первые две недели ноября в 40% (правда, с учетом вклада нерабочих дней), общее падение спроса из-за дополнительных ограничений - в 15%. По данным партнера Ivashkevich Hospitality Станислава Ивашкевича, в Москве загрузка гостиниц сейчас находится на уровне 45% против 70% в ноябре 2019 года.

Одновременно с падением спроса увеличиваются издержки гостиничного бизнеса - Кожевников оценивает их рост год к году в 20-25%. Причина - не только подорожавшие продукты, белье и стирка, но и дополнительные санитарные требования. Инсектициды и чистящие средства с начала года подорожали на 45%, заметно выросли затраты на дезинфекцию, сказала изданию совладелец Sokroma Hotels Group Дарья Ковалевская.

Что дальше?

Никаких сомнений, что законопроекты о QR-кодах на федеральном уровне быстро пройдут и Госдуму, и Совет Федерации, нет. О том, чего от них ждать бизнесу, рассказывал The Bell. Главное - предъявление QR-кода о прививке, справки о перенесенном заболевании или медотвода станет обязательным условием при покупке авиа- или железнодорожных билетов на междугородных и международных рейсах с даты, которую установит правительство.

Авиаперевозчики уже предупредили чиновников о том, что введение QR-кодов будет стоить им  минимум половины пассажиропотока. Источник в одной из авиакомпаний топ-5 заявил, что их введение потребует восстановления механизмов поддержки отрасли, действовавших в 2020 году. На какие-то меры поддержки правительство пойти готово — но пока только в части компенсации авиакомпаниям выпадающих доходов из-за возврата билетов (об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту).

Ресторанный бизнес от перспективы введения обязательных QR-кодов предсказуемо в ужасе. Еще перед нерабочими днями опрошенные The Bell рестораторы говорили, что QR-коды либо равноценны закрытию, либо хуже.

В непродовольственных магазинах уже введенные в части регионов QR-коды снизили трафик покупателей на 50%.

Единственная пока анонсированная правительством программа поддержки бизнеса во время новых ограничений — программа «ФОТ 3.0», по которой выдают кредиты под 3% в размере одного МРОТ на одного сотрудника. Мы подробно писали о том, как воспользоваться программой и какие в ней есть подводные камни.