Победа ФСБ в войне с СКР, биржевой крах Netflix и идеальный возраст для стартапа

ФСБ задержало генерала Следственного комитета, которого Александр Бастрыкин не сдавал год. Что это значит — в вечерней рассылке The Bell.

Глава СК по Москве Александр Дрыманов перед допросом в Мосгорсуде. Фото: АГН «Москва», Андрей Любимов

Сегодня завершилась одна из самых характерных для современной России детективных историй последних лет — оперативники ФСБ задержали в Москве экс-главу столичного главка Следственного комитета Александра Дрыманова. Прокуратура в суде обвиняла Дрыманова в получении взятки по делу криминального авторитета Шакро Молодого еще в начале этого года, но руководство СК не сдавало своего подчиненного до последнего.

  • Решение о задержании было принято около месяца назад, а само оно произошло вчера вечером в московском бизнес-центре, пишет РБК. Генерал обвиняется в том, что вместе со своим заместителем Денисом Никандровым и начальником следственного управления по ЦАО Москвы Алексеем Крамаренко, а также главой управления собственной безопасности СК Михаилом Максименко и его подчиненным Александром Ламоновым получил $800 тысяч от вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) за выход его соратника Александра Кочуйкова (Итальянец) из СИЗО, куда тот попал после знаменитой перестрелки на Рочдельской улице в центре Москвы в конце 2016 года. Все остальные обвиняемые в получении взятки силовики давно арестованы.
  • Обыски у Дрыманова и первый допрос ФСБ провела еще осенью прошлого года, а в январе представитель генпрокуратуры официально заявил в суде, что генерал получил от Шакро Молодого взятку. Дрыманова, тем не менее, руководство СК не отдавало под следствие до последнего. Как это происходило, подробно описал «Коммерсант»: дело против главы регионального управления СК по закону может возбудить только глава комитета Александр Бастрыкин, а тот это делать отказывался, несмотря на требования ФСБ. Но в начале июня Дрыманову пришлось подать в отставку — это лишило его иммунитета. После увольнения генерал пытался получить адвокатский статус (в таком случае его тоже мог бы привлечь к ответственности только СК), но не успел.
  • СМИ не сомневаются, что арест Дрыманова, как и все «дело Шакро Молодого», — следствие войны между ФСБ и Следственным комитетом, в которой последниий потерпел очередное поражение. Версия сторонников арестованного генерала СК, скорее всего, ближе всего к тексту изложена в «Коммерсанте». По ней, у генерала были трения с ФСБ из-за того, что он «привык сам руководить расследованием и не очень прислушивался к подсказкам со стороны некоторых представителей оперативных служб».
  • Дрыманов работал в СК с 2008 года, известен расследованием «второго дела ЮКОСа» и участием в «списке Магнитского» — генерал в свое время подписал  отказ в проверке действий УФСИН по Москве после смерти бухгалтера Hermitage Capital.

Что мне с этого?

Дело Шакро Молодого и генералов из Следственного комитета — самое яркое коррупционное дело последних лет и отличная иллюстрация того, как силовики делают бизнес в 2010-х. Отставка и арест самого «крепкого орешка» среди подозреваемых дает сигнал: ФСБ с этого лета получила преимущество перед силовиками-конкурентами.

ДЕНЬГИ

Коворкинг от Шендеровича

Всего месяц назад мы публиковали в проекте «Русские норм!» интервью c российским предпринимателем, инвестором западных стартапов Delivery Hero и Knotel Эдуардом Шендеровичем, а сегодня «Ведомости» узнали, что один из них — сеть коворкингов Knotel — выходит в Россию. Партнерами Шендеровича в России могут стать основатели металлургической группы Evraz, миллиардеры Александр Абрамов и Александр Фролов — в развитие сети Knotel будет инвестировать их фонд Invest AG. Шендеровичу работать с миллиардерами не в новинку — его предыдущими партнерами были Борис Березовский и Гавриил Юшваев. Потенциально коворкинги — бизнес не меньше, чем Evraz: лидер мирового рынка WeWork оценивается в $20 млрд.

$24 млрд за день

Мы уже как-то привыкли, что новости Netflix — всегда хорошие. Всего два месяца назад компания, обогнав Disney, стала самой дорогой в мировой индустрии развлечений. Видимо, у инвесторов на NASDAQ выработалась такая же привычка. Стоило компании вчера отчитаться о «хорошем, но не звездном» втором квартале 2018 года, как ее акции рухнули на 14,1% — в деньгах это ни много ни мало $24,6 млрд. Netflix не дотянула примерно 10% до прогноза аналитиков по росту аудитории (сейчас 130 млн человек) и всего 1% — по выручке ($3,9 млрд за квартал). Впрочем, для компании, которая тратит $10 млрд в год на длинный цикл производства контента, любые скачки чувствительны.

ПРАКТИКА

Китайская Tesla за $4 млрд

Рынок электрокаров становится все более тесны. Благодаря государственным льготам и дешевым кредитам китайские компании уже давно вырвались в лидеры по объему производству электромобилей — а теперь основанный четыре года назад китайский стартап Xpeng собирается потеснить Tesla в роли лидера рынка самых технологичных электрокаров. Xpeng уже создал своего «робота на колесах» — электрокар со встроенным голосовым помощником, в который компания планирует внедрить и другие технологии для создания более умного автомобиля. У Xpeng еще нет даже собственного производства, но компании уже удалось заручиться поддержкой таких крупных инвесторов, как Alibaba и основателя Xiaomi Лэй Цзюня. В этом месяце стартап надеется привлечь еще более $600 млн инвестиций, приблизив таким образом свою стоимость к $4 млрд. О том, как Xpeng пытается преуспеть в конкуренции с сотнями других китайских производителей электрокаров и с Илоном Маском, можно почитать здесь.

Идеальный возраст для стартапа

Если вам уже за 40 и вы считаете, что уже поздно заводить свое дело, вы ошибаетесь. Аналитики из американского центра Census Bureau и два профессора MIT провели исследование и узнали, что в среднем в момент основания самых успешных технологических компаний бизнесменам было 45 лет. К такому выводу эксперты пришли, изучив список из 2,7 млн основателей компаний, которые в 2007-2014 годы наняли хотя бы одного сотрудника. Исследователи объясняют подобные выводы тем, что более опытным предпринимателям проще реализовать идею и разработанную стратегию для успешного развития компании. Другие любопытные итоги исследования можно почитать здесь.

FUN

25 провалов от крупнейших компаний

Выпускать на рынок новый продукт всегда тяжело. «Менее 3% новых потребительских товаров достигают объема продаж на сумму свыше $50 млн в течение года», пишут Джоан Шнайдер и Джули Холл, соавторы книги «План нового запуска» (The New Launch Plan). Такие крупные компании, как, например, Nintendo, Netflix, Microsoft или McDonald’s пережили в свое время одни из самых крупных провалов при запуске новых продуктов. Business Insider составил список 25 самых неудачных предложений на рынке. Одни из них - йогурт от Cosmopolitan (1999 год), домашняя страница для телефона от Facebook (2013 год), прототип современного iPad от Apple под названием Newton (1993 год) и пользовательский интерфейс от Microsoft по имени Bob (1995 год).

Петр Мироненко