«Пощечина Байдену» от ОПЕК, поворот в «деле ректоров» и падение нефтегазовых доходов России

«Пощечина Байдену» от ОПЕК, поворот в «деле ректоров» и падение нефтегазовых доходов России

Tzevena/Pixabay @

Арабские экспортеры нефти ответили на визит Джо Байдена, в июле посетившего регион и убеждавшего правителя Саудовской Аравии Мохаммеда бен Салмана увеличить добычу, минимальным повышением квот в истории — всего на 100 тысяч баррелей в сутки. Аналитики, не стесняясь, называют это решение «пощечиной администрации Байдена». У такого шага, впрочем, есть и объективные причины — большинство членов ОПЕК+ не могут выполнить и существующие квоты. А цены падают и без решительных действий экспортеров — на опасениях рецессии в США и других крупных экономиках.

  • На очередной встрече министров энергетики ОПЕК+ в Вене участники альянса (крупнейшие — Саудовская Аравия и Россия) утвердили новое повышение квот на добычу нефти — крошечное, всего на 100 тысяч баррелей в сутки. Для сравнения, в июле—августе ОПЕК+ наращивал добычу на 648 тысяч б/c каждый месяц. Нынешнее повышение квоты — минимальное с 1986 года в абсолютных цифрах, а в процентном соотношении — самое маленькое в истории картеля, пишет Bloomberg.
  • В такой цифре есть своя логика. Сегодняшнее заседание ОПЕК+ — первое после завершения действия сделки о заморозке добычи, утвержденной в апреле 2020 года, на пике пандемии COVID-19. Тогда нефтяные экспортеры во главе с Саудовской Аравией и Россией договорились убрать с рынка 10 млн б/с, чтобы развернуть обвал цен из-за краха мирового спроса и восстанавливать добычу постепенно в течение двух лет. Последние два повышения в июле-августе вернули квоты к допандемийному уровню. Но это только официальные квоты — фактическая добыча, по последним данным, отстает от них на 3 млн б/с. Главные отстающие — Нигерия, Ангола и Россия.
  • Реально повысить добычу в соответствии с официальными квотами могут только две страны — Саудовская Аравия и ОАЭ, пишет Bloomberg. Их возможности ограничены, но они еще есть. Так, квота Саудовской Аравии на август составляет 11 млн б/с. Реальный объем добычи в июне составлял 10,65 млн, это почти рекорд, по историческим меркам. Потолок добычи, по утверждению нефтяной монополии Saudi Aramco, выше — он составляет 12 млн б/с, но, как считают скептики, такой уровень добычи Саудовская Аравия сможет поддерживать не больше нескольких недель. Международное энергетическое агентство (МЭА) оценивает общий потенциал повышения добычи на Ближнем востоке в 2 млн б/с. Но сегодняшнее решение позволит Саудовской Аравии повысить добычу не более чем на 30 тысяч, ОАЭ — на 10 тысяч б/с.
  • «Если Саудовская Аравия и ОАЭ начнут добывать еще больше, учитывая, что они единственные страны ОПЕК, которые на это способны, у нас вовсе не останется инструментов для смягчения эффекта неожиданных событий на рынке», — объяснял WSJ логику ОПЕК+ еще в июне один из министров картеля.
  • Но эксперты, не сговариваясь, называют решение ОПЕК+ «пощечиной администрации Байдена». Так выразился, например, в разговоре с CNN ведущий аналитик по нефтяному рынку США в Kept Мэтт Смит. «Эта поездка [ближневосточный визит Байдена], встреча с Мохаммедом бен Салманом, просто не сработала», — сказал Смит. «100 тысяч в сутки — это пренебрежимо мало. С физической точки зрения это незаметные помехи, а как политической жест это почти оскорбление», — сказал CNBC управляющий директор Eurasia Group Раад Алькадири.
  • С визитом Джо Байдена на Ближний Восток в конце июля, в ходе которого президент США впервые встретился с Мохаммедом бен Салманом, Белый дом связывал большие надежды. Визит готовился полгода, и Байден рассчитывал, что в обмен на перезагрузку отношений, охладившихся после убийства журналиста Джамаля Хашкаджи, бен Салман пойдет навстречу США и поможет Белому дому справиться с рекордной инфляцией, не последнюю роль в которой играют цены на нефть. Во вторник США одобрили продажу Саудовской Аравии оружия на $3,05 млрд. Но ответной любезности Байден не дождался.
  • Одна из причин — нежелание Эр-Рияда и других участников ОПЕК+ портить отношения со своим партнером по альянсу, Россией, пишут Bloomberg и WSJ. Москва, в отличие от довоенного времени, заинтересована в высоких ценах на нефть — только они могут компенсировать (и пока успешно компенсируют) потери в объеме экспорта из-за санкций.

Что мне с этого?

Для России цены на нефть станут критически важными в конце 2022—начале 2023 годов, когда вступят в полную силу санкции ЕС, запрещающие импорт российской нефти. И независимые аналитики, и ЦБ предупреждают, что в этот момент снижение нефтяных доходов может запустить вторую волну падения российского ВВП. Пока цены снижаются даже несмотря на то, что Мохаммед бен Салман не смог порадовать Джо Байдена — баррель Brent на момент отправки этой рассылки стоил дешевле $97, а всего с конца июня нефть подешевела более чем на $20. Главная причина — опасения все более реальной рецессии в США и других крупных странах, которая неизбежно снизит спрос.

Что еще случилось

  • Из-за газовой войны нефтегазовые доходы федерального бюджета России в июле обвалились — по сравнению с июнем они упали на 22,5% в годовом выражении, до 770,5 млрд рублей (в июле 2021 года было 994 млрд рублей). Эти цифры приводятся в статистике Минфина. Особенно значительный провал — в динамике экспортной пошлины на газ. Поступления по этой статье упали на 31%, до 57,3 млрд рублей (в июле 2021 года было 83 млрд рублей). При этом нефть продолжает поддерживать положительную динамику поступлений от НДПИ (рост почти на 16%).
  • Газовая война, тем не менее, продолжается. После того как канцлер Германии Олаф Шольц посетил знаменитую турбину, которая никак не доедет до компрессорной станции «Северного потока» и сказал, что она готова к поставке, «Газпром» немедленно объявил, что санкции и «несоответствие ситуации обязательствам Siemens» делают поставку агрегата невозможной. «Северный поток-1» продолжает работать на 20% мощности. Чем это грозит Европе, мы рассказывали здесь.
  • Фигурантам «дела Раковой» вышла неожиданная и пока непонятная скидка: сегодня после девяти месяцев в СИЗО суд отпустил под домашний арест тяжелобольного ректора «Шанинки» Сергея Зуева, а ректору РАНХиГС Владимиру Мау сменил меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде. Следствие отметило, что Зуев «погасил ущерб и дал изобличающие показания на фигурантов по делу и других соучастников, о которых следствию не было ранее известно». Но источник «Медузы» (признана иноагентом), знакомый с ходом следствия, сказал, что новых арестов по делу ждать не стоит.
  • По итогам июля в России снова зафиксируют дефляцию. Росстат отчитался за последний отрезок месяца (23 июля—1 августа) — снижение цен составило 0,14%. Таким образом, в июле не было ни одной недели, когда цены бы росли.
  • В России снова появятся закрытые магазины для иностранных дипломатов и сотрудников международных организаций, как «Березка» в советское время. Правительство приняло постановление об открытии для них специальных магазинов беспошлинной торговли, пока в Москве и Санкт-Петербурге. Попасть туда можно будет только по удостоверению, а заплатить — не только в рублях, но и в долларах и евро.