Провал «народного IPO» Robinhood, рекорды Сбербанка и социальные риски для директора

Биржевой дебют сервиса для розничных инвесторов Robinhood стал одним из худших в истории

«Народное IPO» сервиса для биржевой торговли без комиссий Robinhood оказалось не самым успешным. Компания, которая вопреки традициям Уолл-стрит зарезервировала почти 25% размещения для своих клиентов — мелких розничных инвесторов, согласилась на низкую оценку при IPO, чтобы избежать падения в первый торговый день. Но этот расчет не оправдался — сразу после начала торгов Robinhood обвалился на 12%, а спустя три часа торгуется на 5% ниже цены размещения.

  • IPO Robinhood прошло по нижней границе ценового диапазона ($38 за акцию, оценка компании — $32 млрд). Консервативная оценка была сознательным решением компании и банков-организаторов IPO — таким образом они стремились избежать падения акций в первый торговый день, говорят источники The Wall Street Journal. Но это не сработало — сразу после размещения акции Robinhood обвалились на 12,2%, после чего начали отрастать, но к 22:00 мск торговались на 5% ниже цены размещения. Если к окончанию торгов ситуация драматически не изменится, это будет одна из пяти худших в истории первых торговых сессий после IPO такого размера, отмечает Bloomberg.
  • Обеспечить хорошие торги в первый день было важно для Robinhood из-за необычно большой аллокации для розничных инвесторов — главных клиентов компании. Перед IPO Robinhood думала о том, чтобы выделить для них аж 35% размещаемых акций, а в итоге выделила 20–25% — но это все равно очень много: обычно частники получают право купить не больше 10% акций. Дело в том, что высокая доля розничных инвесторов делает бумагу очень волатильной. В 2010 году Facebook при IPO выделила частникам те же 25%, и в результате ее акции в первый же день обвалились на 11%, после чего отрастали до цены размещения больше года.
  • Основатели Robinhood, конечно, слышали об этом примере — но для них участие клиентов было идеологически важным. «Одна из ценностей нашей компании: “сопричастность — это сила”. Нам всегда казалось неправильным, что IPO резервируются для 1% крупнейших инвесторов», — пояснил CEO компании Влад Тенев. При этом Robinhood пытался мотивировать «диванных инвесторов» не сбрасывать акции сразу: им было выставлено условие, что в случае продажи бумаги в первые 30 дней после IPO они не смогут участвовать в новых размещениях Robinhood.
  • Одновременно компания, правда, взяла на себя дополнительный риск, разрешив сотрудникам и директорам продать 15% своих пакетов акций в первый же день, а еще 15% — через три месяца. Обычно инсайдеры связаны запретом на продажу своих акций после IPO на 90–180 дней.
  • Отдельные опасения были связаны со специфическими для Robinhood рисками. Часть мелких инвесторов были смертельно обижены на компанию после того, как в январе под давлением регуляторов сервис запретил клиентам вкладываться в хайповые акции типа GameStop — Владу Теневу из-за угроз пришлось даже несколько дней прожить в гостинице. Одновременно на сервис имеют зуб хедж-фонды, которым «битва при Gamestop» стоила миллиардных убытков. И те и другие могли бы эффектно отомстить Robinhood, начав шортить его акции, — ведь именно клиенты Тенева были главными фанатами идеи скупать или топить компании не ради заработка, а по идеологическим соображениям. На Reddit этой идее посвящены многочисленные ветки.
  • Профессор Колумбийской школы права Джошуа Миттс сказал Bloomberg, что попытка скоординированно обвалить акции сразу после IPO будет неоправданно дорогим удовольствием из-за дефицита акций для шорта. Но отметил, что популярность родившейся на Reddit и негласно поощрявшейся Robinhood «идейной», экономически иррациональной торговли делает возможным и такой сценарий — все зависит от того, сколько денег готовы на это потратить авторы идеи. Делались ли серьезные скоординированные попытки «уронить» Robinhood, мы, скорее всего, узнаем в ближайшие дни.

Что мне с этого?

Нам еще очень далеко в этом смысле до США, но в России — тоже бум розничных инвесторов на бирже, и все происходящее вокруг Robinhood может быть для нас не таким отдаленным будущим.

ДЕНЬГИ

Рекорды Сбербанка

Сбербанк отчитался о рекордной прибыли за полугодие: при выручке в 1,8 трлн рублей компания заработала почти 630 млрд рублей, что превысило ожидания аналитиков. Во втором квартале чистая прибыль «Сбера» обновила рекорд предыдущего квартала (304,5 млрд рублей) и составила 325,3 млрд рублей (+95,1% год к году). Главным драйвером остается розничное кредитование: во втором квартале объем кредитов розничным клиентам вырос на 7% и превысил 10 трлн рублей. Доля в выручке экосистемы банка тоже растет и составляет уже 4% вместо 1,5% год назад. Сама выручка нефинансовых сервисов выросла год к году втрое — до 74,7 млрд рублей. Но сравнимыми темпами пока растут и убытки от этого сегмента: в первом полугодии 2021 года они составили 19,2 млрд рублей против 7,2 млрд год назад.

Инвесторы Didi поверили в делистинг

Инвесторы крупнейшего в Китае агрегатора Didi продолжают кататься на американских горках. Сегодня WSJ со ссылкой на источники написала, что компания рассматривает возможность делистинга с Нью-Йоркской биржи, на которой разместилась в конце июня, заработав $4,4 млрд. Таким образом она надеется снять претензии со стороны китайских регуляторов и компенсировать убытки инвесторов, сообщило издание. С момента IPO, за которым последовала атака китайских властей, компания подешевела на 37%. Но на новости о делистинге акции сервиса взлетели выше 40%. Радость инвесторов, впрочем, было недолгой. Didi опровергла сообщение WSJ, после чего ее бумаги растеряли рост — он замедлился до 18% ($10,43 за акцию).

Прививка для офиса

Ведущие мировые IT-корпорации масштаба Google и Apple в последние годы тратили миллиарды на строительство инновационных офисов с максимальным набором удобств для сотрудников, от бесплатного питания и фитнеса до оборудованных зон отдыха и видеоприставок. Но коронавирус заставил пересмотреть планы: с началом пандемии большинство работников отправились на удаленку, и вскоре стало понятно, что удаленный или гибридный режим многим даже более удобен, чем постоянное присутствие в офисе. Спустя полтора года издание Fast Company подвело итоги постковидного корпоративного устройства более чем 15 крупных технологических компаний. В каком формате теперь работают лидеры IT-рынка в диапазоне от Facebook и Amazon до Slack и GoPro? Мы также сравнили американский опыт с практикой российских компаний.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Как найти себя после ухода из бизнеса, который сам основал

Создатель одного из самых крупных в России институтов онлайн-образования «Нетология-групп» Максим Спиридонов основал компанию вместе с будущей женой Юлией Спиридоновой-Микеда почти 10 лет назад. В январе 2021 года он неожиданно объявил о выходе из бизнеса. Как выяснилось, сделал он это не по своей воле — ключевой инвестор проекта, «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова, решил реализовать опцион и выкупить долю основателя. Пройдя этапы отрицания, гнева, борьбы и принятия, Спиридонов сделал выводы из этого опыта и поделился ими в нашей рубрике «Правила бизнеса».

ПРАКТИКА

Риск-фактор для директора

Генеральные директора, которые игнорируют социальные проблемы своих компаний (забота об окружающей среде, diversity и другие), делают это на свой страх и риск, рассказывает WSJ. Согласно описанному изданием исследованию, эти вопросы больше раздражают акционеров и подталкивают их к решительным действиям (бойкоты, жалобы в соцсетях), чем финансовые просчеты топ-менеджеров. И эти же проблемы с большей долей вероятности могут привести к штрафам и увольнению гендиректора, чем его ошибки в планировании стратегии компании и заботе о благополучии ее акционеров.

Китай ищет новые способы поднять рождаемость

Власти округа Паньчжихуа в китайской провинции Сычуань объявили, что будут ежемесячно выплачивать местным семьям по 500 юаней (это около $77) на второго и третьего ребенка до достижения ими трехлетия. Это первый случай, когда власти страны начинают материально поощрять рождаемость. В этом же году в КНР пообещали существенно снизить расходы на роды, воспитание и образование детей к 2025 году. Причина проста — в Китае опережающими темпами падает рождаемость. Это плод жесткой политики «одна семья — один ребенок» 1980–1990-х. В прошлом году этот показатель в Китае упал до самого низкого уровня за почти шесть десятилетий, пишет Bloomberg. Здесь мы объясняли, почему стимулирующие меры вряд ли быстро помогут Китаю решить демографическую проблему.