Россия без Revolut, подешевевший ESforce и шантажист из Vision Fund

Тема выпуска — отказ Revolut от запуска в России

Британский Revolut — один из самых успешных (оценка — $5,5 млрд) и модных финтех-стартапов в мире. В 2015 году его основали выходец из России Николай Сторонский и украинец Влад Яценко. Из-за происхождения Сторонского Revolut в России особенно ждали. О планах стартапа вот-вот запуститься в России сам Сторонский рассказал еще в 2018 году. Теперь, как выяснил The Bell, эти планы заморожены на неопределенный срок. Представитель Revolut сказал The Bell, что компания сейчас фокусируется на Северной Америке и Азии, а на другие рынки решит выходить, когда будет уверена, что сможет обеспечить «превосходное качество обслуживания» с первого дня.

В 2019 году Revolut открыл офисы в Москве и Санкт-Петербурге и активно нанимает людей в России. Но это не подготовка к экспансии: оба офиса будут осуществлять поддержку бизнеса Revolut в других странах и не связаны с выходом на российский рынок, сказали The Bell в компании.

Долгая дорога в Россию

Еще в 2015 году, только запустившись в Великобритании, Revolut начал отправлять карты в Россию, но уже через несколько месяцев они перестали работать. Сторонский объяснил это тем, что «раньше можно было выпускать карты для России с европейской лицензией, потом это запретили».

Полноценный запуск в России Revolut анонсировал весной 2018 года. Стартап заключил партнерство с компанией Qiwi, которая должна была обеспечить сервису банковскую лицензию, возможность открывать счета и выпускать карты в России. Начало работы сначала планировалось на конец 2018 года, потом — на начало 2019-го, говорил в проекте «Русские норм!» сооснователь Qiwi Борис Ким.

После этого запуск переносили еще несколько раз, рассказал The Bell собеседник, знакомый с планами Revolut: «Они планировали запуск сначала на 1 мая, затем — на 1 сентября, потом снова перенесли — на октябрь».

Что пошло не так

Причин может быть две, считают опрошенные The Bell участники рынка.

  • Страновые риски: перед новым раундом финансирования, который был закрыт совсем недавно, в компании не хотели лишних ассоциаций с Россией, говорит один из них.
  • Медленная разработка решения для интеграции со стороны Qiwi. «У них была хорошая возможность вывести Revolut в начале прошлого года, но Qiwi оказались довольно медленными», — говорит один из собеседников The Bell, знакомый с деталями проекта.

В Qiwi, впрочем, утверждают, что инфраструктура для реализации проекта готова и у российской компании есть все ресурсы для ее доработки. Источник The Bell, близкий к Qiwi, называет версию о проблемах со стороны российской компании безосновательной. По его словам, API банка готов для интеграции с разными финтех-сервисами, в том числе с Revolut.

Почему Revolut так ждали

В феврале 2020 года Revolut привлек $500 млн при оценке всего бизнеса в $5,5 млрд. До этого самым дорогим финтех-стартапом в Европе считался шведский стартап Klarna, кредитующий покупки в рассрочку. В августе 2019 года он был оценен в те же $5,5 млрд.

Главные фишки Revolut — возможность конвертировать деньги из одной валюты в другую по близкому к биржевому курсу (валют доступно 140) и делать трансграничные переводы с минимальной комиссией.

У Revolut есть лицензия специализированного банка, выданная Европейским центральным банком (ЕЦБ) и лицензия эмитента электронных денег в Литве. Получить карту Revolut можно практически в любой точке мира — при условии, что у вас есть гражданство или хотя бы рабочая виза одного из государств, где Revolut официально работает. Сейчас это ЕС, Швейцария, Австралия, Канада, Сингапур и США.

В ЕС и Великобритании у Revolut есть ряд прямых конкурентов, но в России аналогов по большому счету нет. Дело в том, что в России достаточно хорошие банки, объясняет инвестиционный директор Da Vinci Capital Денис Ефремов. Они гораздо моложе европейских и поэтому гибче: сервис, который для Eвропы дает wow-эффект, в России — мейнстрим, а большого потока трансграничных переводов нет.

Revolut в Европе особенно любим мигрантами: человек работает, например, в Великобритании (где он не может открыть счет в обычном банке, потому что для этого требуется гражданство) и отправляет часть заработанного родным в Польшу или Латвию. «Сделать такой же сервис для России не получится: в ЕС для этого есть правовая база, у нас — нет», — говорит он.

Кроме того, непонятно, захочет ли Revolut связываться с деньгами из России, на которые у многих европейских банков и регуляторов аллергия. В конце прошлого года официальные сообщества сервиса в соцсетях оказались завалены сообщениями о блокировке счетов без объяснения причин. Комплаенс стартапа замораживал переводы, которые считал подозрительными. Пользователи жаловались, что даже подробные объяснения и передача компании всех требуемых документов не помогала добиться ответа и разблокировать счета.

Такие эксцессы — нормальная ситуация для быстрорастущей платежной системы, объясняет топ-менеджер одного из похожих сервисов: «Сначала набираешь миллионы пользователей, потом к тебе приходят регуляторы с вопросом: кто все эти люди? Массовые заморозки — это болезнь роста».

Узнайте больше

Подробно об истории создания Revolut его сооснователь Николай Сторонский рассказывал Елизавете Осетинской в проекте «Русские норм!» Посмотреть видео можно здесьтут — текстовая версия.

Подешевевший Esforce

В письме на прошлой неделе мы рассказывали о непростой судьбе киберспортивного холдинга ESforce. Два года назад проект, созданный производителем СОРМ Антоном Черепенниковым и получивший инвестиции Алишера Усманова, был продан Mail.Ru Group за огромные для отрасли $100 млн. После этого сама Mail.Ru Group по той же оценке продать ее уже не смогла. На этой неделе стало известно, что Mail.Ru Group снизила оценку ESforce втрое, с $100 млн до $30 млн — и снова выставила на продажу.

В самой Mail.Ru Group объяснили инвесторам, что $30 млн — оценка консервативная, а ее снижение связано с тем, что раньше IT-гигант учитывал синергию с другими своими активами, которой после продажи не будет. Другая причина — падающий спрос на спортивные активы. На прошлой неделе стало известно, что покупкой ESforce интересуется Сбербанк. Мы подробно разобрали, почему участники рынка называют крупнейший киберспортивный холдинг «чемоданом без ручки» и почему оценка $100 млн действительно могла быть завышенной.

Шантаж и секс-ловушки от главы Vision Fund

Изнанкой громких бизнес-провалов часто оказывается токсичная корпоративная среда. Очередной пример приводит The Wall Street Journal — в большом расследовании, посвященном деятельности ключевого топ-менеджера SoftBank Раджива Мисры. Бывший банкир с Уолл-стрит Мисра возглавил Vision Fund в 2017 году. Но изначально Мисра не был самым очевидным претендентом на роль правой руки основателя SoftBank Масаеси Сона. Выше него котировались финансовый директор SoftBank Алок Сама и COO Никеш Арора. Мисра мог нанять итальянского предпринимателя, чтобы тот нашел женщин, которые бы соблазнили Арору и заманили его в гостиничный номер, оборудованный скрытыми камерами, нашел компромат на коллег и передал его журналистам и запустил PR-кампанию против их сделок. В итоге Арора уволился из SoftBank весной 2016 года, Сама продержался до весны 2019-го. Сам же Мисра возглавляет Vision Fund до сих пор.

Read later

  • Совсем скоро роботы заменят людей и оставят всех нас без работы — именно об этом обычно говорят, когда речь заходит о проблемах повсеместной автоматизации и появлении умных систем. Но этот кризис еще не набрал повсеместных масштабов, зато есть другой и вот он уже процветает вовсю. Люди все еще работают на складах, в колл-центрах, убирают отели и занимаются разработкой программ, но управляют ими уже роботы. Они повсеместно следят за эффективностью и качеством и делают работу людей более напряженной, изнурительной и опасной. Здесь можно прочитать, к чему все это приводит.
  • А вот история про роботизацию здорового человека: Flippy готовит бургеры и картошку фри и никогда не уходит домой, потому что он — роботизированная рука. У робота есть датчики, которые определяют температуру масла для фритюра, и машинное зрение, которое следит за приготовлением мяса.
  • На этой неделе утекли данные о клиентах Clearview AI — «секретного» стартапа по распознаванию лиц, про который стало известно только совсем недавно благодаря расследованию The New York Times. Этот сервис очень похож на российский FindFace, он тоже собирал фото людей из соцсетей, чтобы можно было определить, что за человек перед вами, — но Clearview AI продавал свои услуги полиции — а еще минюсту, имиграционной службе, Walmart, NBA и 2 тысячам других компаний и структур. Vice использовал недавно вступивший в силу калифорнийский закон о защите прав потребителей и узнал, какие именно данные собирал Clearview AI. Оказалось, что в подборку сервиса попадали даже фотографии почти 20-летней давности и с самых разных, даже странных сайтов. И проблема в том, что до конца не известно, как много людей и организаций имеют к ней доступ.