Сигналы ПМЭФ для IT-бизнеса, новые проблемы Tesla и черная полоса электросамокатов

Тема выпуска — сигналы для IT-бизнеса с питерского экономического форума

Петербургский международный экономический форум отличался не только всеобъемлющим присутствием государства и исчезновением международной повестки. Столько внимания, сколько на этот раз, айтишникам на ПМЭФ не уделяли никогда. «Только за последний квартал появилось восемь законодательных инициатив, которые фундаментально влияют на бизнес», — поделился в кулуарах с The Bell один из участников форума. Пересказываем главные частно-государственные споры с форума.

Самый краткий пересказ того, что обсуждали:

  • Герман Греф на завтраке Сбербанка допрашивал правительство (почти в полном составе), как оно обеспечит гражданам «клиентоцентричность» на базе цифровых платформ;
  • Алексей Кудрин ставил в пример государству эффективность IT-компаний времен локдауна;
  • министр связи Максут Шадаев обещал сберечь этот рынок от чрезмерного регулирования;
  • Андрей Белоусов грезил созданием «российского аналога Nasdaq» — сегмента Мосбиржи для IPO технологических стартапов.

Завтрак у Грефа

Одной строкой: правительство будет собирать больше данных, но обещает ими делиться

Пятничное утро ПМЭФ началось с ежегодного бенефиса Германа Грефа на деловом завтраке Сбербанка, куда, по традиции, пришли все чиновники экономического блока — но говорили в основном про IT, а точнее — про клиентоориентированность и цифровизацию. Главная мысль всех обсуждений — влияние государства на бизнес и «все вокруг снова будет расти».

На завтраке было много занятных эпизодов. Депутат Андрей Макаров, который каждый год на завтраке выполняет роль главного критика правительства, заявил, что никакие налоговые льготы для IT не помогут создать Кремниевую долину «в Малаховке» (и повторил свою шутку с прошлого форума про то, что «третий день форума, а еще никого не посадили»). Герман Греф с пристрастием допрашивал министра труда Антона Котякова о том, как он собирается побеждать в стране бедность (чиновник ответил, что маткапитал можно оформить через мобильное приложение). А владелец «Северстали» Алексей Мордашов призвал не обвинять бизнесменов в жадности и сказал, что она означает желание бизнеса сделать больше.

Но самой важной конкретно для IT-бизнеса была речь зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, который курирует в правительстве все, связанное с цифровой экономикой. По его словам, у правительства нет никакого намерения конкурировать с бизнесом — хотя оно вполне было бы на это способно из-за того, что в его руках сосредоточен крайне большой объем данных, благодаря эксклюзивному доступу к которым «государство прозревает». «Мы учимся у бизнеса, мы становимся опасны для бизнеса, если мы начнем конкурировать, потому что у нас кроме технологической продвинутости есть административный рычаг, эксклюзивный доступ к данным — но, конечно, правительство не будет этим пользоваться», — предупредил он.

ЦБ на страже экосистем

Одной строкой: монополии — зло, а банкам не положено быть экосистемами

Практически на всех сессиях, где обсуждали IT-бизнес и экосистемы, был собран разношерстный состав — чиновников перемешивали с бизнесом, за который отвечали представители «Яндекса», «Сбера», Google или Ozon. На одной из таких дискуссий обсуждали судьбы экосистем. Некоторым она уже сейчас видится весьма туманной.

Управляющий директор Boston Consulting Group Макс Хаузер не обнадежил бизнес тем, что, по результатам исследования BCG, 85% всех экосистем умрут. А в России никаких экосистем пока и вовсе нет: «Яндекс» только начинает строить свою, а у «Сбера» сервисы недостаточно интегрированы между собой, чтобы называться экосистемой. И вообще, экосистема, по словам Хаузера, должна не просто удовлетворять простые потребности вроде еды и передвижения, а комплексные, строящиеся вокруг семьи, здоровья и личности

В конце Хаузер задал вопрос регулятору. «Почему в России банки и компании, которые сохраняют деньги граждан, начинают инвестировать в развитие экосистем? Почему вместо того, чтобы беречь и умножать деньги населения, они спекулируют ими в той сфере, где в 85% случаев бизнес ожидает провал?» — удивлялся он.

На той же сессии был и первый зампред ЦБ Сергей Швецов. И он ответил, что регулятор об этом беспокоится. По его словам, в целом ЦБ за развитие экосистем, но очень верит в конкуренцию — и вместе с ФАС и Минэком сделает все, чтобы в России не было доминирующего игрока.

А на другой сессии — «Супераппы против суперсервисов» — Швецов широко развил эту тему. По его словам, сейчас регулятор будет придумывать правила, как не допустить монополий. Сейчас чиновники задаются вопросами:

  • может ли компания в своем супераппе продавать и свои товары, и аналоги конкурентов, задвигая последние на второй план;
  • требовать эксклюзивов от партнеров;
  • навязывать подписки, чтобы у пользователя  купить конкретный продукт из подписки экосистемы — сейчас компании навязывают весь комплект услуг.

Подробный пересказ его выступления можно прочитать здесь.

Будущее гиганомики

Одной строкой: самозанятые — это хорошо, но кто-то должен взять на себя ответственность за страховки

На этой сессии (ее вела главред The Bell Ирина Малкова) главы «Яндекса», Ozon и Skyeng и два министра — труда Антон Котяков и цифрового развития Максут Шадаев — говорили про самозанятых, которые становятся основными подрядчиками всех интернет-платформ. Министр труда Котяков сначала похвастался цифрами — за последние 8 месяцев число самозанятых выросло на миллион, до 2,4 млн человек, — но предупредил, что у статуса есть проблемы и из-за этого между платформами и подрядчиками «нарастает напряжение». Потому что нет ни пенсий, ни соцгарантий, ни отпуска.

«Вариантов решения проблемы отсутствия соцгарантий два: либо обязательное государственное решение, либо добровольное. Скорее всего, нужно что-то вроде добровольной системы страхования — предоставлять возможность гражданам самим выбирать», — рассказал министр.

Платформы согласились, но признали, что вряд ли самозанятые будут охотно отдавать деньги в пенсионный фонд. А Тигран Худавердян из «Яндекса» пообещал, что платформы помогут со стимулированием страхования. А может, и возьмут на себя часть ответственности: «Возможно, часть этих расходов будут брать на себя платформы, но сейчас речь идет о том, чтобы создать этот механизм в какой-нибудь форме, чтобы было, что развивать».

Котякову идея понравилась, он сразу заметил, что из-за конкуренции друг с другом платформы должны будут уходить «в некое софинансирование — паритетное или нет, это уже неважно, но они будут заинтересованы в создании дополнительных гарантий для своих исполнителей».

Цифровой суверенитет

Во второй день было сразу несколько дискуссий про обособление российского интернета. Главная — цифровой суверенитет и кибербезопасность. Там говорили про важность нового законопроекта о приземлении иностранных IT-компаний, а министр цифрового развития Максут Шадаев призвал переходить от «бумажной» безопасности данных к реальной: «Несмотря на всевозможные усилия в совершенствовании технологической сферы, если это не станет залогом комфортного и безопасного существования человека, то эффективность инвестиций в IT будет крайне небольшая».

Главные  тезисы:

  • Больше половины россиян, по опросам, оценивают безопасность своих данных как низкую, значит, защищать их должно государство.
  • В интернете нет глобальных правил, а соцсети не исполняют свои же постулаты, поэтому это нормально, что государства начинают требовать удаления запрещенного контента.
  • Хорошо бы, чтобы инфраструктура госорганов проходила такую же проверку на инфобезопасность, как на противопожарную безопасность.
  • Все надеются, что рубильник применять не придется, но важно, что у государства он есть. Он поможет добиваться исполнения российских законов.
  • Важно постоянно объяснять людям, зачем все это нужно, чтобы они поддерживали работу властей в этом направлении.
  • Россия — одна из стран, которая часто подвергается кибератакам. А ослабляет российский цифровой суверенитет отток кадров, и эту проблему надо решать.

ПИК против «Яндекса»

Не обошлось на форуме и без публичных разборок. Гендиректор застройщика ПИК Сергей Гордеев на дискуссии «Трансформация бизнеса как источник экономического роста» обвинил «Яндекс» в том, что IT-компания полностью скопировала его сервис «ПИК-Аренда». Речь о новом сервисе «Яндекс-Аренда», о запуске которого компания объявила на этой неделе. Смысл в том, что «Яндекс» заменяет риелтора и берет на себя управление процессом аренды: ищет жильцов, организовывает показы и помогает с документами и оплатой.

По словам Гордеева, у «Яндекса» «нет времени на инновации, их бизнес-модель сейчас — это copy-paste, будь то доставка, такси или недвижимость». Компания таким образом отказывается брать на себя риски, потому что использует проверенную бизнес-модель. «Мы сделали бизнес, а компания “Яндекс” взяла его и скопипастила. Скопипастила всю бизнес-модель, всю рекламу, все лендинги. Просто вообще решила не заморачиваться, а взять и подчистую слизать», — говорил Гордеев.

«Яндекс» ответил сдержанно: свой сервис компания запустила, проанализировав рынок и потребности его участников. «Аналогичные тексты и визуальные элементы можно найти в рекламе любого из игроков рынка», — заявили в компании.

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Китайские проблемы Tesla

Котировки Tesla в пятницу упали на 5,3%, а состояние Илона Маска — почти на $7 млрд на плохих новостях из Китая. Заказы компании на крупнейшем электромобильном рынке мира снизились вдвое в мае к апрелю (с 18 тысяч до менее чем 10 тысяч). Кроме того, компания, построившая в стране сборочный завод на 500 тысяч машин в год, испытывает неприятные особенности китайского внутреннего рынка в виде пристального внимания к качеству премиальных, а особенно западных, брендов. Положение усугубили рост цен, отзывы и PR-провал с жалобой клиентки на неисправность педали тормоза, давший китайским СМИ повод обвинить Tesla в «заносчивости». Опыт той же Apple, впрочем, показывает, что подобные имиджевые лакуны длятся недолго. Пока котировки Tesla показывают рост всего на 15% год к году и падение на 35% к январскому пику.

ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ 

На электросамокаты нашли управу

В жизни сервисов аренды электросамокатов — черная полоса. Претензии силовиков к самокатным сервисам, которые поначалу могли казаться случайностью, становятся тенденцией. В четверг следователи из управления СК по Санкт-Петербургу провели обыски в офисах всех крупнейших сервисов аренды электросамокатов — Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee, Red Wheels — из-за уголовных дел о наездах и травмировании детей. В сообщении СК описывались два случая травмирования детей арендаторами электросамокатов в разных районах Санкт-Петербурга. В одном случае жертвой наезда стал 4-летний мальчик, во втором — 5-летняя девочка, оба госпитализированы в тяжелом состоянии. Как будут разбираться следователи с сервисами, непонятно — ведь никакого регулирования аренды самокатов, которое можно было бы нарушить, в России нет. Но власти наконец начинают реагировать — в субботу стало известно, что власти Москвы планируют ограничить скорость электросамокатов до 25 км/ч на дорогах и до скорости пешеходов в пеших зонах.

READ LATER

  • Как Google сделал так, что сохранить конфиденциальность местоположения для пользователя стало практически невозможно.
  • Как «Википедия» перевыполнила 10-летний план на донаты и сколько зарабатывает одна из самых известных некоммерческих организаций в интернете.
  • Как Ethereum стал основой для децентрализованного интернета и одним из самых перспективных активов, про который очень сложно что-то понять.