Сурков решил уйти с госслужбы и занялся медитацией

Многолетний соратник президента Владислав Сурков предпринял еще одну попытку уйти с госслужбы. В последний раз он уходил в отставку в 2013 году с поста вице-премьера, но уже через несколько месяцев вернулся в качестве помощника президента, в очень ответственный момент став куратором по Украине. Теперь его полномочия могут отойти Дмитрию Козаку.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Что случилось

Об уходе Суркова с госслужбы сообщил в Telegram-канале близкий к нему политолог Алексей Чеснаков. Такое решение он объяснил «сменой курса на украинском направлении».

«В связи со сменой курса на украинском направлении В. Сурков ушел с государственной службы. В течение ближайшего месяца он будет заниматься медитацией. После этого обещал сообщить о причинах принятого им решения и о дальнейших планах», — написал он.

Сам Сурков никаких комментариев не давал. Официальных указов о его отставке также не выходило. Он подал прошение об отставке, но указа пока нет, сообщили «Эху Москвы» в Кремле. Позднее Дмитрий Песков сказал «Ведомостям», что ничего не знает о желании Суркова уйти с госслужбы: «Никаких указов об отставке Суркова нет, информацией об этом я не располагаю».

Информация об изменении политики на украинском направлении не соответствует действительности и «отражает только личную точку зрения тех, кто об этом говорит», добавил Песков.

Кто такой Сурков

Владислав Сурков стал помощником, затем — замруководителя администрации президента Александра Волошина еще в 1999 году при Борисе Ельцине. С марта 2004 года — также был помощником президента. Сурков отвечал за внутреннюю политику и был одним из главных идеологов Кремля — считается, что его идеей было создание «Единой России» и в целом концепция «суверенной демократии». После того как на этом месте Суркова сменил Вячеслав Володин, в 2012 году он был назначен вице-премьером. С этой должности Сурков в 2013 году ушел по собственному желанию, но уже через несколько месяцев снова был назначен помощником президента.

В этом качестве он курировал ситуацию на Украине, затем — урегулирование военного конфликта в Донбассе, а также вопросы сотрудничества с Абхазией (там недавно начался политический кризис) и Южной Осетией. В прошлом году выяснилось, что следствие о расследовании сбитого над Донбассом Boeing обратилось к свидетелям с просьбой рассказать, играли ли Сурков, а также Сергей Шойгу и директор ФСБ Александр Бортников, роль в планировании и проведении военных действий на востоке Украины летом 2014 года, а также были ли они задействованы в развертывании «Бука».

В начале прошлого года Сурков опубликовал колонку в «Независимой газете» под заголовком «Долгое государство Путина». В ней он выразил уверенность, что у российского государства в его нынешнем виде будет долгая история, основанная на «путинизме как идеологии будущего».

Что дальше

Еще несколько дней назад обсуждалось, что Суркова в Кремле может сменить бывший вице-премьер Дмитрий Козак, еще один из самых старых и ключевых членов команды президента — об этом рассказывали двое источников The Bell. Но Козак в итоге получил пост замглавы администрации и полномочия по взаимодействию с Евразийским экономическим союзом — указ о его назначении был обнародован в пятницу, а сферу новых обязанностей Козака The Bell накануне описали двое знакомых Козака. После отставки Суркова «украинское направление» также отойдет Козаку, утверждает главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Если так, то это можно считать возвращением Козака к знакомому делу — региональной и национальной политике — но в новом масштабе. В 2004–2007 годах он был полпредом президента в ЮФО, а затем министром регионального развития. С 2008 года он курировал Олимпиаду в Сочи, с 2014 года — Крым и Севастополь, с 2018 года — промышленность и ТЭК (и оставил о себе «очень сильное впечатление»).

Кроме начавшегося диалога с Украиной, Козаку, очевидно, придется в ближайшее время разбираться с Александром Лукашенко. Отношения с Белоруссией за две недели перед Новым годом скатились от переговоров об обширной интеграции до демонстративного разрыва — во всяком случае, с белорусской стороны. Договоренностей по нефти и газу нет до сих пор, а пока Лукашенко демонстративно грозит найти нефть для белорусских НПЗ в Европе и на Украине.