Технологии против эпидемии, венчур-2020 и почему Arrival не появился в России

Тема выпуска — цифровая диктатура против коронавируса

Коронавирус 2019-nCov — не первая эпидемия родом из Китая, с которой власти столкнулись за последние два десятка лет. В прошлый раз вирус атипичной пневмонии накрыл КНР 17 лет назад, в 2003 году, — и стал для китайских властей большим испытанием. Но с тех пор Китай с помощью цифровых технологий выстроил крупнейшую в мире систему контроля за гражданами. Помогло ли это проконтролировать распространение эпидемии?

Уроки прошлого. Главное оружие китайских властей на этот раз — показательная открытость. При предыдущей пандемии руководство Китая — сначала на местах, потом и на высшем уровне — долго утаивало информацию о масштабах эпидемии и упустило контроль над ситуацией. На этот раз Си Цзиньпин лично возглавил борьбу с вирусом. На YouTube идет бесконечная трансляция того, как в Ухане ударными темпами возводят новые больницы, данные обо всех заболевших собираются в интерактивные карты, а китайские ученые обмениваются информацией с глобальным сообществом для того, чтобы быстрее разработать вакцину.

Для борьбы с распространением вируса власти Китая задействовали крайне жесткие меры: Ухань, в котором проживает 11 млн человек, был целиком закрыт на карантин, а на дорогах устраивают блокпосты для выявления заболевших. Техногиганты тоже в авангарде: WeChat запустил мини-приложение, через которое можно сообщить о новых вспышках вируса и любых инцидентах, которые имеют отношение к эпидемии, TikTok заполнили видеоинструкции о том, как правильно защитить себя от болезни, Taobao, крупнейший китайский интернет-магазин, борется со спекуляциями и регулирует цены на медицинские маски, рассказывает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Соцсети — Facebook, Twitter, YouTube и TikTok — переполнены фейками о коронавирусе и теперь сосредоточены на борьбе с их распространением.

Но убедительных свидетельств того, что китайские власти используют свой арсенал репрессивных технологий для обнаружения заболевших, пока нет. Установленные повсюду камеры с распознаванием лиц для этого, к примеру, не подходят. «В идеальном мире китайской антиутопии присвоенный вам социальный рейтинг зависел бы от того, как строго вы соблюдаете карантин, не распространяете ли панику, работаете ли волонтером, — рассуждает Габуев. — Но пока система социальных кредитов находится на стадии локальных экспериментов, и такого мощного инструмента для формирования стимулов правильно себя вести нет».

О том, как именно руководство Китая боролось с вирусом 17 лет назад и сейчас, подробно можно почитать здесь.

ИИ выигрывает у властей. Впервые о вспышке коронавируса в Китае заговорили 6 января, а ВОЗ рассказал об эпидемии только 9 января. Но еще за неделю до этого вспышку вируса на основе больших данных засек канадский стартап BlueDot, который делает ИИ-платформу для мониторинга инфекций. Перед самым Новым годом, 31 декабря, сервис разослал подписчикам предупреждение о вспышке гриппоподобного заболевания в Ухане.

Искусственный интеллект BlueDot анализирует данные на 65 языках, вылавливая новости о болезнях и сообщения на форумах и в соцсетях. Траектория распространения вирусов моделируется на основе пассажиропотока и по данным сервисов бронирования. Это не первый раз, когда BlueDot так точен: в 2016 году он определил маршрут распространения вируса Зика и предсказал, где будет первый заболевший в США. А еще в заслугу сервису ставят снятие сплошных ограничений на поездки американцев на Олимпиаду в Бразилии в 2016 году: специалисты подтвердили, что в основных городах риск заболевания незначителен.

От коронавируса погибли уже больше 300 человек — статистика неутешительная, за неделю их число выросло почти втрое. Но и излечившихся стало гораздо больше: сейчас их уже 348. Здесь — обновляемая в режиме реального времени карта со всеми данными, включая информацию по России (с пятницы известно о двух заболевших в России гражданах Китая).

Потери технокомпаний. На этой неделе подтвердилось очевидное предположение: и китайских техногигантов, и Apple, у которой большая часть производств находится в Китае, ждут проблемы с поставками. Китайские Huawei, Xiaomi, Vivo, Realme, ZTE и Lenovo переносят сроки поставок смартфонов в Россию, писал «Коммерсант». Та же проблема может коснуться Apple, которая на март запланировала выпуск нового бюджетного смартфона.

По крайней мере половина всех айфонов Apple производится в китайском Чжэнчжоу, который даже называют Айфон-сити, на фабриках основного производственного партнера компании Foxconn. Город расположен в 500 км от Уханя — расстояние большое, но недостаточное, чтобы спасти компанию от последствий. Заводы Apple, так же как и всех других компаний, которые не занимаются производством жизненно важных вещей, закрыты на каникулы до 10 февраля. Это произошло ровно через неделю после того, как стало известно, что компания наращивает производство чипов перед выходом новых айфонов.

Если эпидемия не пойдет на спад, каникулы могут продлить еще. И запасных вариантов у технокомпаний, скорее всего, нет: чтобы производить продукты той же Apple, нужно иметь лицензированное производство, а найти и лицензировать в короткий срок новых поставщиков довольно сложно. «Весь вопрос в том, когда фабрики поставщиков выйдут с каникул и насколько велики будут потери компаний от этих простоев», — говорит Габуев. Один из возможных вариантов решения: власти после 10 февраля позволят выйти на работу ограниченному числу сотрудников с жесткими ограничениями и расходами на карантин, рассуждает Габуев.

Последствия от глобальных сбоев в цепочках поставок могут давать себя знать годами, считает WSJ. За 17 лет, прошедших с эпидемии атипичной пневмонии, Китай вдвое нарастил свою долю в мировом экспорте, а объемы производства в январе и феврале уже упали на 20% от среднегодовых значений. Эпидемия отразится даже на тех производствах, где китайских компонентов мало: быстро найти им замену не удастся.

Пока что глобальные компании вывозят своих сотрудников из Китая и запрещают им ездить туда в командировки.

Что будет с венчурным рынком в 2020 году

Для венчурного рынка 2020 год должен стать во многом переломным: прошлогодние проблемы мегадорогих стартапов знаменуют конец тучной эпохи. По просьбе The Bell инвестиционный директор Da Vinci Capital, автор Telegram-канала proVenture Денис Ефремов рассказал, какие технологии и бизнес-тренды определят его развитие.

  • В 2019 году ко всему хотелось добавить приставку «мега»: средние значения всех раундов были высокими, как никогда прежде. Тон задавали Softbank Vision Fund и его соинвесторы — вместе они сделали 10% общего объема венчурных инвестиций. Плохая новость — венчурных денег в 2020 году станет немного меньше.
  • Хорошая — в 2020 году должно значительно вырасти применение технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей и 3D-печати, поскольку для большинства решений уже готова инфраструктура и заканчивается период пилотных запусков и пивотов, который длился последние 2–3 года.
  • Подробнее о том, чего ждать в финтехе и мире криптовалют, цифровой медицине, носимых девайсах и юнит-экономике, — читайте у нас на сайте.

Денис Свердлов и его Arrival

Британский стартап Arrival, основанный российским бизнесменом (и недолго — чиновником) Денисом Свердловым, в январе стал главным ньюсмейкером на мировом рынке электромобилей. До 2020 года о компании, разработавшей платформу для производства легких электрогрузовиков, знали только специалисты, но в январе он отчитался сразу о двух больших сделках. Последняя — контракт с UPS на покупку у Arrival первых 10 тысяч машин.

  • Основатель компании Денис Свердлов в России прежде всего известен как один из основателей оператора связи Yota, который в конце 2000-х первым в России стал предлагать клиентам широкополосный мобильный интернет, а в 2011 году запустил в стране первую сеть 4G. В 2012 году Yota была продана миллиардеру Алишеру Усманову примерно за $1,5 млрд, а бизнесмен Свердлов неожиданно пошел работать в правительство, став заместителем министра связи. Но в 2013 году ему пришлось уйти, после того как Владимир Путин запретил чиновникам и членам их семей иметь иностранные счета и собственность.
  • Arrival Свердлова был основан в Великобритании в 2015 году. Теперь в компании работает около 800 человек. Он занял перспективную нишу легких развозных и курьерских грузовиков: этот сегмент с короткими маршрутами в городах и возможностью ночной зарядки прекрасно подходит электромобилям.
  • На родине такой бизнес Свердлов не смог бы построить при всем желании — годовые продажи электромобилей в России не превышают нескольких сотен. Сейчас Россия не входит ни в один рейтинг стран по продажам электромобилей. Всего их в стране зарегистрировано около 4 тысяч. Продажи электромобилей в 2019 году составили 373 штуки, автомобилей с двигателем внутреннего сгорания — 1,72 млн штук. В отличие от Китая, США и европейских стран, в России нет программы льгот для покупателей электромобилей. Сейчас такая программа обсуждается в правительстве, но против льгот выступают министерства транспорта и финансов.

Fun fact

Unicode показал 117 новых эмодзи, которые появятся в 2020 году. Cреди них — женихи и невесты, причем для обеих ролей есть смайлики женского и мужского пола с разным цветом кожи. Невесту-мужчину можно отличить по пышным усам. Еще среди новых эмодзи смех сквозь слезы, таракан, муха и матрешка.

Read later

  • Искусственный интеллект, этичность обращения с которым так волнует руководителей мировых техногигантов, будет делать ровно то, что мы хотим, — и в этом его главная проблема. Человек бывает не в состоянии достаточно хорошо объяснить, что ему нужно, а главное — просчитать все последствия.
  • История о том, как Китай с помощью шпионов и хакеров (впрочем, не всегда удачно) охотится за сверхсекретными микрочипами, изготовленными по заказу США для спутников и ракет, и другими разработками, даже не всегда военными.
  • Wired рассказывает о том, как научное сообщество в разгар китайской эпидемии впервые в истории пренебрегло всеми правилами и традициями — вместо того чтобы по старинке отнести свои первые изыскания о коронавирусе в научные журналы (получение рецензий, редактура в них занимают слишком много времени), ученые начали выкладывать их на специальных ресурсах в интернете — и в этом много плюсов.