ЦБ будет спасать рубль или российскую экономику

После резкого обвала рубля в среду кризисный сценарий на валютном рынке стал реальностью, а важность предстоящего в пятницу, 20 марта, заседания совета директоров ЦБ резко выросла. Регулятор перед сложным выбором: повысить ставку и поддержать финансовый рынок, понизить ставку и положиться на бюджетные стимулы или же взять паузу, пишут «Ведомости».

Что происходит

Масштаб обвала российского финансового рынка стал ясен только к вечеру среды: курс доллара впервые за четыре года превысил 80 рублей и уперся в верхнюю границу ценового диапазона (80,87 рубля). Евро в пике достигал 88 рубля, индекс Мосбиржи упал на 5%, РТС — на 11%.

Сегодня торги открылись падением доллара на 1%, до 79,95 рубля, евро — на 0,9%, до 87,42 рубля. Индексы Мосбиржи и РТС росли больше чем на 2%. Но оптимизма, связанного с небольшим отскоком цены на нефть в район $26 за баррель, хватило ненадолго. Уже через 10 минут рубль возобновил падение — курс доллара вырос до 81,88 рубля, евро — до 89,42 рубля — впервые с начала 2016 года.

Скоро узнаем, поддержит ли рубль появление ЦБ, которого вчера все так ждали. При открытии торгов сегодня утром регулятор объявил, что немедленно приступит к продаже валюты, полученной из ФНБ в рамках продажи Сбербанка. Механизм продаж будет рассчитываться исходя из объема выпадающего предложения валюты при снижении цен на нефть Urals ниже $25 за баррель. Продажи будут идти параллельно с обычным механизмом продажи валюты — это, считает ЦБ, должно снизить волатильность.

Вчера рубль оказался уже на втором месте по волатильности мировых валют к доллару США, пропуская вперед только мексиканский песо. Рынок в среду ждал, но не дождался вмешательства ЦБ. Сейчас ЦБ ищет точку равновесия и пока продает валюту согласно бюджетному правилу, ориентируясь на цены на нефть, объяснял директор по инвестициям «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. «Регулятор пять лет шел к дедолларизации, он должен обеспечивать ценовую стабильность в рублях, но сейчас причины его молчания объективно трудно понять, все идет к долларизации — участники видят, что волатильность не купируется», — возмущался в «Ведомостях» начальник дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук.

Что нужно знать

Перед ЦБ перед пятничным заседанием три возможности — повысить, понизить или сохранить ставку, и в каждой есть своя логика. Решение придется принимать на фоне того, что ФРС США уже дважды экстренно снижала свою ставку, опустив ее почти до нуля.

До вечера среды большинство аналитиков прогнозировали сохранение ставки ЦБ на уровне 6% после шести подряд снижений.

Однако произошедшее на рынках стало соответствовать рисковому сценарию самого регулятора (падение нефть до $25 за баррель в 2020 году и $30–35 в последующие два года при существенном замедлении мировой экономики). Доллар выше 80 рублей при нефти по $26 за баррель теперь считают условием повышения ставки аналитики Citi, Nordea и главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин. При таком уровне банки все равно начнут поднимать ставки кредитов, а ЦБ придется подстраиваться под них повышением ключевой ставки.

Проблем с повышением ставки три.

  • Во-первых, это серьезный удар по и без того слабеющей экономике. Вечный оппонент председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной Олег Дерипаска накануне призвал ЦБ последовать примеру других стран с их триллионными пакетами стимулов, а также снизить ставку до 3,5%.
  • Во-вторых, купировать ставкой краткосрочный всплеск инфляции из-за роста доллара — было бы ошибочным решением при низком спросе, предупреждал директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Олег Замулин.
  • Наконец, в нынешних условиях действие монетарных мер ЦБ на экономику вообще может дать только ограниченный эффект.

Что дальше

ЦБ на заседании 20 марта должен повысить ключевую ставку до 6,5%, чтобы нанести упреждающий удар по кризисным явлениям, сказал «Ведомостям» аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Кратковременное повышение ставки не станет проблемой для экономики, если будет расширено рефинансирование, уверен гендиректор «УК Спутник — управление капиталом» Александр Лосев: «Для рынков страшнее всего бездействие регуляторов, поскольку это всех сильно дезориентирует».

Главный непонятный рынку фактор и главная опасность — бегство нерезидентов из российских ОФЗ, говорит Тремасов. В отличие от 2014 года, сейчас ЦБ не будет тратить валюту на прямую поддержку рубля, но в случае распродажи ОФЗ регулятору стоит предусмотреть возможность их выкупа, говорит экономист.

О возможности дальнейшего снижения ставки в среду говорил только один из 35 опрошенных Bloomberg экспертов. Аналитик Rabobank Петр Матис считает, что Набиуллина будет выбирать между рублем и рецессией в экономике и предпочтет поддержать экономику, снизив ставку до 5,5%. В пользу снижения ставки даже при девальвации рубля высказывался Замулин, а аналитики Альфа-банка считают, что экономику удержат от рецессии не монетарные, а бюджетные меры в виде вливаний из ФНБ и льготных заимствований.

После вчерашних событий ЦБ может пойти на серьезное повышение ставки — от 3 до 5 пунктов единовременно, допустил Романчук в РБК. Повышение ставки будет «капитуляцией», считает он: «Это только усугубит экономический кризис, причиной которого является объективная реальность, связанная с коронавирусом». «Дополнительные продажи валюты были бы более безопасны», — согласна директор центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова (пока видно, что ЦБ пошел именно этим путем).

В любом случае заседание ЦБ в пятницу не будет обычным. Это подтверждает и то, что после него состоится внеплановая пресс-конференция Набиуллиной.

Эта статья была дополнена после появления сообщения от ЦБ о начале продажи валюты.

31 марта BellClub проведет онлайн-конференцию: что будет с российской экономикой в связи с пандемией и нефтяным шоком.

В ней примут участие:

  • Сергей Романчук (Металлинвестбанк)
  • Наталия Орлова (Альфа-банк)
  • Игорь Даниленко (Fosun Eurasia Capital)
  • Марсель Салихов (Институт энергетики и финансов НИУ ВШЭ).

Присоединяйтесь! Зарегистрироваться можете здесь.