Цена «путинских каникул», экономисты за карантин, запрет курортов и чем помочь сотруднику перед увольнением

Российские власти решили объявить «каникулы» без достаточных компенсаций бизнесу. Это означает падение ВВП по итогам года

Россия точно не избежит рецессии, хотя бы потому, что объявленная Владимиром Путиным нерабочая неделя по потерям для ВВП практически соответствует его прогнозному росту (пока Минэкономразвития дает +1,9% по итогам года), следует из данных РБК. Опрошенные изданием аналитики уже предсказывают сокращение экономики на 0,8–3%.

Что произошло

Экономисты оценили влияние на российский ВВП эпидемии коронавируса, падения цен на нефть и отдельно — «путинских каникул» с 28 марта по 5 апреля, о которых россияне узнали только в среду.

  • Если прямо перенести на весну показатели новогодних выходных, потери составят 900 млрд рублей, или 0,8% ВВП.
  • Реальное падение будет больше: в апреле экономика остановится «вмертвую», потому что простой производств не сгладит пик потребления: походы в рестораны и кино, посещение ТРЦ и крупные покупки. Экономика будет терять 270–320 млрд рублей в день, что даст 1,3–1,6 трлн рублей за неделю или 1,3–1,5% годового номинального ВВП, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
  • Нерабочая неделя означает 10%-ное сокращение промпроизводства в апреле в годовом выражении и 5%-ный спад потребления, прогнозирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
  • «Ренессанс Капитал» сразу после обращения Путина пересмотрел базовый прогноз с +1,5% до минус 0,8%, IIF еще до обращения предсказывал минус 1,3%. Oxford Economics дает минус 1,6% даже с учетом фискальных мер правительства, которые поднимут ВВП на 0,3–0,4 п.п. Наконец, ING ожидает сокращения ВВП на 2–3% по итогам года.
  • Роста от российской экономики пока ждут Moody’s (+0,5% при среднегодовой нефти по $40) и Fitch (в пределах 1%).

«То, что у нас экономика переживет рецессию вместе со всем миром, это уже очевидно. И лишняя нерабочая неделя усилит этот спад», — говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвеста» Кирилл Тремасов.

Что дальше

Чтобы понять, насколько отчаянно положение российского бизнеса, достаточно посмотреть вчерашнее выступление предпринимателя Анастасии Татуловой на встрече предпринимателей с президентом Путиным. Но сухие цифры свежего опроса ЦСР дают похожую картину.

  • Каждая вторая компания (63%) заявила о риске банкротства. Запас прочности большинство оценивает в пару месяцев.
  • Почти столько же (56%) уверены, что коронавирус повлияет на исполнение обязательств по контрактам.
  • Каждая третья компания (29%) оптимизировала фонд оплаты труда — перевела сотрудников на удаленную работу с меньшей зарплатой, сократила штат и зарплаты, перевела часть работников на контракты.
  • 40% планируют сделать это в будущем.
  • Каждая вторая компания говорит, что готовится уволить в среднем 13% сотрудников.
  • У каждой четвертой упала выручка, 44% прогнозируют снижение в будущем.

Что мне с этого?

При оценке инициатив властей полезно помнить, что на российский ВВП можно смотреть с двух сторон — по производству и потреблению и что по потреблению он на 50% состоит из расходов домохозяйств. Поэтому любой закрытый даже временно бизнес, любое сокращение работников и снижение зарплат — прямой удар по экономике.

Что делать? 88% компаний считают, что срочно давать налоговые льготы, но именно этого Путин накануне даже не обещал. Похоже, российские власти решили, что им не по карману потратить 10–15% ВВП на борьбу с последствиями по-настоящему жесткого карантина, и потому объявили мало к чему обязывающие «каникулы», пишет экономист Сергей Гуриев в колонке для «Ведомостей». И это экономически неверное решение, считает он.

ДЕНЬГИ

Экономисты за карантин

В необходимости введения жесткого карантина уверен не один Сергей Гуриев. Российские экономисты подписали открытое письмо, в котором изложили план из шести пунктов, который должен помочь России «избежать ошибок других стран». Первый пункт — введение в стране жесткого карантина с запретом на выход из дома, за исключением покупки продуктов и лекарств. Кроме этого, экономисты считают необходимым принять масштабный план помощи бизнесу и гражданам, поддержки медицинских работников, требуют от правительства не вводить ценовые или количественные ограничения в торговле, которые могут привести к дефициту, а также провести массовое тестирование.

«”Вводить карантин или нет” — это ложная дилемма. Скорее всего, рано или поздно принимать решительные меры все равно придется. <...> Когда больницы будут переполнены, а места в моргах закончатся, властям все равно придется начать принимать жесткие меры для борьбы с эпидемией», — пишут авторы письма. Кроме Гуриева, его подписали профессор Чикагского университета Константин Сонин, ректор РЭШ Рубен Ениколопов, профессор Стэнфорда Илья Стребулаев и многие другие.

Россияне пришли за авто в кредит

На рынке ипотечного кредитования — кризисный пик, не отменяющий падения по итогам года. Аналогичная картина на рынке автокредитования, пишет РБК. Число обращений в банки за автокредитами в марте выросло на 15–30% по сравнению с февралем, а выдач — на 35–50%. Ключевой фактор понятен, это падение рубля: приток клиентов в автосалоны начался на следующий же день после обвала, их посещаемость выросла на треть. Но банки в условиях кризиса не намерены раздавать кредиты всем желающим — с конца прошлого года доля одобрения заявок упала с половины до трети. В феврале АЕБ предсказывала падение российского авторынка за год на 2,1%.

Запрет, еще запрет

Что ни день, то новые ограничения. На этот раз опубликованным в ночь на пятницу поручением правительства с субботы, 28 марта, и до июня приостановлена работа курортов и детских лагерей. Региональные власти обязаны рекомендовать гражданам ограничить поездки, в том числе в целях туризма и отдыха. Уже отдыхающих ждет самоизоляция в зданиях санаториев до конца пребывания — пищу им доставят прямо на место.

Налог на вклады взбудоражил россиян

Объявление Путина о налоге на процентный доход повлекло ненужную путаницу — за полтора дня неопределенности банки накрыл поток заявлений о закрытии вкладов, пожаловались они в ЦБ. Ясность пришла только накануне, когда замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что НДФЛ на процентный доход для вкладчиков, хранящих на депозитах более 1 млн рублей, и держателей долговых ценных бумаг на аналогичную сумму будет взиматься только со следующего года. А Герман Греф объяснил, что вклады в разных банках будут суммироваться. Некоторые банки символически подняли ставку депозита, но это скорее лишнее: в кризис вклад если и не самый выгодный, то самый простой и надежный инструмент.

ПРАКТИКА 

Как роботы помогают побороть коронавирус

Инновационные подходы для замедления распространения коронавируса применяются во всем мире, а кое-где с пациентами работают настоящие роботы — и не только в больницах. Например, Польша просит граждан, возвращающихся из-за границы, загрузить госприложение «Домашний карантин» и предоставлять данные геолокации, когда телефон запрашивает ее в случайное время. Если человек не отправит данные в течение 20 минут, приложение дает сигнал полиции. В Южной Корее созданы так называемые «телефонные будки», в которых люди — даже те, у кого нет симптомов, — могут пройти тестирование на коронавирус за семь минут через стеклянную стену. В некоторых больницах Таиланда используются модифицированные «роботы-ниндзя» для лечения пациентов с коронавирусом. Роботы на колесах могут измерять температуру пациентов, а также через специальный экран вести видеочат пациента и врача, уменьшая риски заражения для последнего. Подробнее — на Business Insider.

Как увольнять во время кризиса

В результате пандемии коронавируса многих настигнет безработица: в России Торгово-промышленная палата прогнозирует 8,6 млн безработных, а в США безработицу ожидают на уровне 20–30%. Inc. дает советы работодателям, как быть. Во-первых, не пытайтесь противостоять безработице: сейчас не время удерживать сотрудников, если они сами хотят уйти и предлагать им дополнительную прибавку или бонусы. Во-вторых, если у вашей компании есть такая возможность, предоставьте уволенному сотруднику пособие по безработице — это будет по-человечески правильно, ведь не факт, что в такое время человек сможет быстро найти новую работу. В-третьих, если вы начальник в крупной компании, оформите как можно большему количеству сотрудников хорошее ДМС — оно будет какое-то время действовать даже после увольнения. Наконец, как только у компании появится возможность после кризиса снова нанять сотрудников, вспомните про тех, кого вы вынужденно уволили, и обратитесь к ним. Подробнее — на Inc.