Указ Путина о спецмерах в ТЭКе заблокировал выход из России Enel и Fortum

Президентский указ, запрещающий акционерам из недружественных стран выход из компаний финсектора и ТЭКа до конца года, заморозил продажу российских активов энергокомпаний Fortum и Enel, узнал «Коммерсант».

  • В наибольшей готовности была уже объявленная сделка итальянской Enel. Свои 56,43% в «Энел Россия» (три ГРЭС на 5,6 ГВт и два ветропарка) группа надеялась сбыть «Лукойлу» и фонду «Газпромбанк-Фрезия» за 135 млн евро — ниже рыночной цены.
  • Продажу генерирующей компании «Фортум» финской Fortum заблокировали еще в июле, пишет «Коммерсант». На тот момент у Fortum были предложения от Газпромбанка, АФК «Система» и Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова, утверждает издание, несмотря на сложную структуру активов и непростое финансовое состояние «Фортума». Покупатели согласились даже с требованием погасить долг «Фортума» перед материнской компанией примерно на 75 млрд рублей.
  • Третий западный энергогигант с активами в России — немецкая Uniper. Главным акционером Uniper является тот же Fortum, а у ее «Юнипро» в России пять ГРЭС на 11 ГВт. Uniper говорил об уходе из России, но заявки на активы «Юнипро» не собирала, хотя топ-менеджмент вел переговоры с «Газпром энергохолдингом», «Интер РАО» и АФК «Система», пишет «Коммерсант».

Полный список «замороженных» в соответствии с путинским указом на этой неделе должно подготовить правительство, и в нем будет не только энергетика, но и банки. Ожидалось, что ограничения коснутся еще не проданных российских «дочек» иностранных банков — это прежде всего «Райффайзен» и Юникредит-банк.

Вся большая тройка энергокомпаний пришла в Россию после чубайсовской реформы РАО «ЕЭС России». Теперь в условиях международной изоляции страны и санкций им придется думать, как обеспечить работу не производящихся в России энергетических паровых турбин и ветрогенераторов. Отказ поддерживать работоспособность станций грозит компаниям крупными штрафами.