Упущенный рост. 2017 год стал худшим для фондового рынка за три года

Мировые фондовые рынки по итогам 2017 года покажут 15-50% роста. Российский заканчивает год падением и рекордным оттоком инвестиций.

Фото: PXhere

2017 год стал самым провальным для российских фондов с момента введения санкций — разочарование российско-американскими отношениями и ожидание новых санкций заставило иностранных инвесторов вывести из России почти $900 млн.

  • Пик исхода иностранных инвесторов пришелся на конец года — только за неполный декабрь с российского рынка ушло больше $160 млн.
  • Российский тренд противоречит общему: мировой рынок растет, в целом рынки развивающихся стран за год привлекли $62 млрд инвестиций. Долларовый индекс РТС за год, наоборот, снизился на 1,4%. Хуже вели себя только индексы ближневосточных стран. Рынки развитых стран выросли на 20-30%.
  • В 2018 году российский рынок будет зависеть от жесткости нового пакета антироссийских санкций США в феврале. Аналитики, опрошенные «Коммерсантом», надеются, что рынок уже полностью учел этот риск, и если санкции окажутся не очень жесткими, портфельные инвестиции могут начать возвращаться.
  • Если не учитывать эти внешние факторы, российские бумаги выглядят недооцененными. Сейчас они торгуются с коэффициентом P/E (капитализация к чистой прибыли на 2018 год) 6,3 — вдвое-втрое ниже акций других развивающихся рынков.

Что мне с этого?

Если вы инвестируете в российские акции, хуже уже, скорее всего, не будет. Зато фондовый рынок отлично показывает финансовые последствия изоляции России — можно констатировать, что мы полностью пропустили мировое ралли 2017 года, принесшее мировым индексам по 15-50% роста.

ДЕНЬГИ

Тролли на службе ГРУ

Российские интернет-тролли, работающие на ГРУ, провели первую массовую кампанию еще во время украинского Майдана и присоединения Крыма к России, пишет The Washington Post. Изданию удалось ознакомиться с закрытым отчетом ГРУ (прямых подтверждений его подлинности в тексте нет), в котором подводятся итоги операции.

Целями троллей были 30 украинских групп в соцсетях и 25 иностранных изданий, в которых они продвигали сообщения о том, что свержение Виктора Януковича — госпереворот, устроенный националистами, угрожающими жизням людей в Крыму и на Востоке Украины. Результаты довольно скромные (200 тысяч просмотров сообщений), но доклад — первое официальное подтверждение существования групп троллей, подчиняющихся военной разведке, работавших отдельно от петербургской частной «фабрики троллей» Евгения Пригожина.

Хачатуров против Задорнова

Государственные санаторы и бывшие акционеры банковских активов продолжают обмениваться обвинениями в СМИ — на этот раз поспорили новый глава «Открытия» Михаил Задорнов и бывший владелец «Росгосстраха» Данил Хачатуров. Задорнов в понедельник в интервью «Коммерсанту» сказал, что в страховой компании, которую «Открытие» купило незадолго до санации, «сверху донизу царило воровство», а «погорела» она на том, что «никогда не была направлена на то, чтобы приносить акционерам легальную прибыль».

Хачатуров сегодня ответил целым интервью в «Ведомостях», в котором утверждает, что «миллиарды долларов» ушли в развитие компании, а погубило ее неправильное госрегулирование на рынке ОСАГО.

ПРАКТИКА

Майнинг на работе: кто эти люди и как их разоблачить

Дешевое электричество соблазняет сотрудников крупных российских компаний, хотя всех их перекрыл администратор центра управления полетами Внуково, который в декабре собрал майнинговую ферму прямо в аэропорту и был задержан сотрудниками ФСБ. По прогнозам, в 2018 году каждый десятый системный администратор попытается завести свою криптоферму за счет корпоративной электроэнергии. Наиболее уязвим госсектор с богатыми базами данных. «Ведомости» разобрались, какие проблемы это может принести и как найти  злоумышленников.

Еда в дополненной реальности

Через очки виртуальной реальности уже можно посмотреть каталог IKEA, а VR-фильм выигрывает премию Оскар, но скоро AR и VR-очки придется надевать, чтобы заглянуть в собственный холодильник. Пищевая индустрия — одно из трех главных направлений развития технологий дополненной реальности, и не в последнюю очередь потому, что они позволят делать диетическую еду более привлекательной.

Петр Мироненко, The Bell