Утрата доверия Путиным, будущее «Яндекса», правота Калви и польза от выходных по пятницам
Россияне перестали надеяться на Путина и утратили доверие к власти. Возможно, навсегда
В российском обществе испаряются последние остатки посткрымской эйфории и предвыборной мобилизации: одни ключевые показатели популярности президента вернулись в состояние «до Крыма», а другие показывают, что отношение россиян к Владимиру Путину качественно ухудшилось. Такие выводы можно сделать из нового опроса «Левада-центра», результаты которого опубликовали «Ведомости».
- 38% россиян не хотели бы, чтобы Путин остался президентом после окончания текущего срока. Это на целых 11 п.п. больше, чем год назад, и близко к показателям октября 2012 и 2013 года (40 и 45% соответственно).
- Оставить Путина в Кремле после 2024 года хотели бы 54% опрошенных. Максимум (67%) был всего два года назад, в августе 2017 года.
Эти показатели еще можно списать на естественный (10–15%) спад после предвыборной накачки рейтингов. Другие дают картину эрозии надежд и безальтернативного авторитета по инерции.
- На максимуме с 2001 года доля россиян, считающих, что другие доверяют Путину, потому что не знают, кому еще. Так социологам ответили 43% респондентов против 29% в 2016 году (в августе 2013 года было 42%).
- Рекордно низка (8%) доля тех, кто затруднился с ответом на вопрос, стоит ли оставить Путина в Кремле, — прежде она составляла от 14 до 26%.
- Беспрецедентно мало опрошенных считают причиной доверия Путину других россиян надежду на то, что президент «в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны», — 24% (в ноябре 2016 года было 39%).
- Электоральный рейтинг Путина при этом стабилен после резкого снижения год назад из-за пенсионной реформы: 40% опрошенных или 54% готовых голосовать.
«Никто из вероятных преемников не может взойти на политическую сцену, поэтому авторитет президента сегодня в большой степени инерционный, нет новых достижений. Уровень жизни снижается, и наступает раздражение, которое власти нечем нейтрализовать. Поэтому будет все больше репрессивных методов, а они — против самых активных возрастных категорий, так что через какое-то время эффект будет обратным», — считает директор «Левада-центра» Лев Гудков.
Что дальше?
Социологи видят четыре негативных тренда — и ни одного позитивного.
- Поляризация общества. Недовольные Путиным и текущим положением вещей активизируются, лояльное большинство размывается.
- Расширение социальной базы недовольства. По сравнению с докрымской эпохой статус-кво недоволен не только «креативный класс», но и бедные группы населения, по которым беды экономики бьют сильнее, говорит Гудков.
- Десакрализация Путина. Президента все больше считают не лидером, а рутинной фигурой, не способной улучшить ситуацию. «Пока все держится на безальтернативности, но это скорее негативная оценка, ведь безальтернативность обеспечивается силовыми методами», — считает социолог.
- Разочарование во власти — похоже, окончательное. «Один-два раза людям можно сказать, что чего-то хотели, но не получилось, но сейчас они поняли, что не приходится чего-то ожидать, когда тебе дают обещания, но они не реализуются», — говорит ведущий российский политолог Николай Петров.
Что мне с этого
Власть купила пять лет лояльности населения очень дорогой ценой, попутно превратив политический ландшафт в пустыню. Но это привело к тому, что конкурентом Путину, во-первых, стал он сам десятилетней давности, а во-вторых, основой его поддержки стали рациональные консерваторы, смирившиеся с тем, что выбирать не из кого, и не готовые на эксперимент по замене Путина непонятно кем. Как только выбор появится, реальные предпочтения общества могут сильно удивить.
ДЕНЬГИ
Деньги не достались экономике
У российских компаний сейчас в среднем хорошо с деньгами, но инвестиции стагнируют: огосударствление экономики заткнуло важнейший канал перетока средств, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование ЦМАКП. Прибыль в экономике в январе—мае выросла почти на 25%, а инвестиционная активность росла не быстрее 0,4% в месяц, отмечают специалисты. Оказывается, деньги пошли не в инвестиции, а в рублевые депозиты, которые выросли почти на треть. Дело в том, что деньги есть преимущественно у нефтяников и газовиков, завершивших свои мегапроекты, но вложения в другие отрасли для них непрофильные и не поддерживаются главным акционером — государством. Перераспределить средства в экономике могли бы банки, но у них те же проблемы.
Акции оценили, как Калви
В деле Baring Vostok новый поворот. Акции люксембургской IFTG, на занижении оценки которых строится все дело, получили своеобразную независимую оценку: два инвестфонда готовы заплатить за них больше 2 млрд рублей, пишут «Ведомости». Это соответствует оценке основателя Baring Майкла Калви и не соответствует фабуле обвинения, настаивающего, что акции, переданные банку «Восточный» в счет долга на 2,5 млрд рублей, не стоили и миллиона. Пакет выставил на продажу сам «Восточный», переживающий финансовые трудности и конфликт акционеров. Один из фондов — известный на российском рынке Parus Marine, а письмо с предложением 2,6 млрд рублей за пакет от его имени написал американский инвестор Чарльз Райан, председатель совета директоров «Магнита». Baring Vostok настаивает, что не связан ни с одним из фондов.
СИГНАЛЫ
Не худший вариант
Переход «Яндекса» в руки государственного акционера «неизбежен», написали аналитики «Ренессанс Капитала» в своей записке для клиентов, с которой ознакомился Forbes. Законопроект, внесенный на прошлой неделе депутатом Горелкиным, который предложил ограничить долю иностранцев в капитале значимых интернет-компаний 20%, аналитики считают элементом давления на компанию накануне предстоящих в ближайшие два месяца переговоров по поводу новой структуры акционерного капитала. И если раньше на стороне «Яндекса» выступал глава Сбербанка Герман Греф, то сейчас из-за конфликта он, вероятно, самоустранится, говорится в записке. Вероятнее всего, это закончится появлением среди акционеров «Яндекса» госкомпании — неважно, будет это Сбербанк, ВТБ, РФПИ или «Газпром». «Мы не рассматриваем это как худший сценарий, «Яндекс» останется сфокусированной на коммерческом успехе и инновационной компанией», — успокаивают аналитики. Инвесторы в акции «Яндекса», кажется, другого мнения.
ПРАКТИКА
Зачем не работать по пятницам
Летние каникулы необходимы не только детям, но и взрослым, а работать в пятницу непродуктивно. К такому выводу приходят все больше компаний в Европе, где тренд на сокращение рабочего времени все популярнее. Нескольких недель отпуска в году недостаточно для поддержания здоровья и продуктивности сотрудников, а их переутомление невыгодно прежде всего руководству, считают компании. Начальство пытается сформировать у подчиненных «культуру отдыха» — отменяет работу по пятницам, когда люди наименее эффективны, дают им летние каникулы и сами старательно отдыхают в длинные выходные, показывая пример другим работникам. Идея действительно работает: ряд решившихся на такой эксперимент компаний заметили, что продажи выросли, а рабочий процесс оптимизировался. Подробнее об эксперименте мы писали здесь.
«Большой брат» в пустыне
Летающие такси, искусственные дождь, Луна и голограммы вместо учителей и продавцов — это не описание выдуманной реальности из очередного научно-фантастического романа, а вполне реальный проект саудовского принца, вознамерившегося возвести город будущего посреди пустыни за $500 млрд, рассказывает WSJ. Город Neom должен стать самым современным городом мира, рассказывают разработчики: искусственные дожди и системы ирригации позволят заниматься сельским хозяйством посреди зыбучих песков, а высокие технологии — привлечь крупнейшие компании мира. Планируется, что жители «города будущего» будут лечиться с помощью генетической медицины, а учить их будут не люди, а голограммы. У технологий есть и отрицательные стороны: они неизбежно означают тотальную слежку за действиями и местоположением жителей этого города.