Валютный контроль не ослабевает: бизнес проверяют жестче и штрафуют

Минфин часто говорит о том, что валютный контроль надо смягчить, но пока он становится только строже, а бизнес все чаще привлекают к ответственности.

Министр финансов Антон Силуанов предложил модернизировать валютный контроль. Фото: kremlin.ru/(CC BY 4.0)

Что случилось? Несмотря на обещания Минфина смягчить валютный контроль, надзор за соблюдением валютного законодательства ужесточается и бизнес все чаще привлекают к ответственности, рассказали опрошенные «Ведомостями» юристы.

  • Вот свежий пример: в конце 2018 года российское подразделение кинокомпании 20th Century Fox подало больше 80 исков к ФНС, оспаривая штрафы за нарушение валютного законодательства. Выяснилось, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на счет компании в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России. За такое нарушение компанию ждет штраф от 75 до 100% от суммы операции, и по 28 искам она налоговикам в суде уже проиграла.

Что мне с этого?

Масштабную либерализацию — вплоть до полного упразднения списка разрешенных валютных операций — Минфин готовил и для граждан. Но, как и в случае с бизнесом, пока все эти предложения не реализованы. Вот здесь наша по-прежнему актуальная инструкция о том, как физлицам хранить деньги за рубежом, чтобы ничего не нарушить.

История вопроса. В конце мая первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов говорил, что в весеннюю сессию Госдума примет законопроект о смягчении валютного контроля для бизнеса: штрафы за нарушения валютного законодательства будут снижены в 20 раз — до 3–5%, требование возврата валютной выручки, если контракт заключен в рублях, будет отменено с 2020 года, а с 2024 года власти вовсе откажутся от требования ее репатриации, независимо от валюты.

  • Бизнес с воодушевлением воспринял эти обещания, но пока происходит ровно наоборот. Ужесточение контроля во многом связано с тем, что с 2016 года часть функций валютного контроля перешла от упраздненного Росфиннадзора к Федеральной налоговой службе (ФНС), одному из самых эффективных российских контролеров.
  • Возможностей у ФНС гораздо больше — налоговики могут получать информацию от российских банков, компании-нерезиденты обязаны перед ними отчитываться, и с прошлого года заработал обмен налоговой информацией с 86 юрисдикциями. Россия с тех пор получила данные из 58 стран.
  • Сейчас список операций, которые можно проводить через зарубежные счета, сильно ограничен, большую часть операций резиденты обязаны проводить через российские банки. Теперь власти стали гораздо внимательнее к зарубежным транзакциям резидентов еще на этапе проверки, говорит директор юридической группы KPMG Екатерина Цыбикова. Ужесточился и надзор за репатриацией валютной выручки: компании штрафуют даже при незначительной просрочке, а с прошлого года возвращать требуют не только выручку, но и займы.

Что дальше. Чтобы избежать разбирательств с налоговиками, российские компании вынужденно регистрируют иностранные юрлица и почти не открывают счета в зарубежных банках — операций, которые разрешено через них проводить, все равно слишком мало.