За что дали Нобелевскую премию по экономике, Google без Chrome и как Airbnb вышла победителем из кризиса

Чем полезна теория аукционов, за которую сегодня дали Нобелевскую премию по экономике, и как лауреаты смогли на ней заработать

Лауреатами Нобелевской премии по экономике стали профессора Стэнфорда Пол Милгром и Роберт Уилсон — классики теории аукционов, которые занимаются их изучением с конца 1960-х годов. Открытия Милгрома и Уилсона применяются на практике уже несколько десятилетий — они позволяют правительствам продавать ресурсы по максимально возможной цене и при этом добиваться максимальной выгоды для конечных пользователей этих ресурсов.

  • В этом году Нобелевская премия по экономике досталась ученым, которые разработали не только теорию, но и ее применение на практике, отмечается в сообщении Нобелевского комитета. Один из двух лауреатов, Пол Милгром, пошел даже дальше и превратил теорию в приличных размеров бизнес, отмечает издание Econs, — его компания Auctionomics консультирует организаторов аукционов по всему миру и хвастается, что может сэкономить для клиентов миллиарды.
  • 83-летний Роберт Уилсон занимался теорией аукционов с конца 1960-х годов, Пол Милгром (он на 10 лет младше) — с конца 1970-х. Оба уже давно считаются живыми классиками экономической науки и много раз были в числе фаворитов букмекеров перед вручением экономической Нобелевской премии, но получили ее только сейчас.
  • Ценность открытий Уилсона и Милгрома специально для The Bell объяснил ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. Развитая ими теория позволила организаторам аукционов — то есть прежде всего государствам, которые таким образом распределяют ресурсы, — избежать множества ловушек, которые многие столетия делали аукционы неэффективными.
  • Самый простой пример — «проклятие победителя»: тот, кто предложил самую высокую цену на стандартном «английском аукционе» (когда все выкрикивают более высокие цены), почти наверняка переоценил объект. Нобелевский комитет иллюстрирует этот закон так:

  • У этого феномена есть парадоксальное последствие: зная или догадываясь о «проклятии победителя», участники аукциона сознательно занижают свои ставки, опасаясь победить и остаться в убытке. При этом чем ниже уровень прозрачности аукциона, тем ниже и без того низкие ставки, сформулировал Уилсон, — а значит, организатору выгоднее действовать максимально открыто.
  • Известность Уилсон и Милгром приобрели, когда применили свою теорию при организации аукционов по продаже радиочастот в США в 1994 году. Эти аукционы были для властей головной болью и не приносили прибыли — из-за огромного спроса в условиях быстрого роста рынка сотовой связи государство разыгрывало их в лотерею и не зарабатывало почти ничего, а победители получали разрозненные частоты в разных регионах. Уилсон и Милгром предложили выставлять десятки частот в разных регионах одновременно, а ставки принимать во множестве раундов, причем разрешить их менять в зависимости от ходов конкурентов. Это позволило участникам избежать «проклятия победителя», а правительству — на первом же аукционе заработать $617 млн за 10 лицензий, которые раньше распределялись практически бесплатно, отмечает Econs.
  • С тех пор Уилсон и Милгром продолжили развивать теорию и практику, и в 2017 году помогли американской Федеральной комиссии по связи (FCC) провернуть, возможно, самую выгодную сделку в ее истории: правительство выкупило у телевизионных компаний частоты на $10 млрд и продало их на аукционе сотовым операторам за $20 млрд. Консультантом FCC была уже частная компания Милгрома Auctionomics.

Что мне с этого?

В России все госзакупки — аукционы, так что в теории открытия Уилсона и Милгрома — очень полезное для нас открытие, говорит Рубен Ениколопов. Но на практике он не слышал, чтобы государство или частные компании в последнее время применяли такие аукционы.

ДЕНЬГИ

У Google могут отнять Chrome

У американского антимонопольного расследования против всесильного бигтеха появилась первая (но наверняка не последняя) потенциальная большая жертва — Google могут заставить расстаться с браузером Chrome, занимающим 70% мирового рынка, сообщило Politico. Минюст и прокуратура могут обязать Alphabet продать не только Chrome, но и часть рекламного бизнеса компании. Если это произойдет, разделение бизнеса станет первым в США за десятилетия. Хуже того, государство может обязать Google продать активы в области таргетирования и продажи рекламы, которые позволяют ему злоупотреблять своим доминирующим положением на поисковом рынке и популярностью платформы Android.

Льготную ипотеку продлили на год

Льготная ипотека под 6,5% будет продолжать разгонять рынок жилья еще как минимум год — Минфин предложил продлить действие программы, истекающей 1 ноября, до конца 2021 года, а объем программы утроить, увеличив с запланированных ранее 900 млрд рублей до 2,8 трлн рублей. Это значит, что не стоит ждать и падения цен на жилье в новостройках, которые летом начали быстро расти — девелоперы связывали это с льготной ипотекой, введенной как одна из весенних актикоронавирусных мер Владимира Путина.

МНЕНИЯ

Стоимостное инвестирование на перегретом рынке

Как вести себя инвестору, когда рынки сходят с ума — как это было, например, в августе 2020 года, когда индекс S&P 500 превысил 3500 пунктов, а Tesla торговалась с невообразимым коэффициентом P/E 1000? О решениях, которые в таких ситуациях принимают стоимостные инвесторы, в очередной статье цикла «Стоимостное инвестирование в лицах и принципах» рассказывает партнер Movchan’s Group, доцент Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Елена Чиркова.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

«Приближая будущее» с Инди Джохаром

27 октября в 17:00 Благотворительный фонд Владимира Потанина в партнерстве с The Bell проведет пятую онлайн-встречу в рамках проекта «Приближая будущее» — открытый разговор об уроках кризиса и о ценностях завтрашнего дня.

Гость встречи — Инди Джохар, архитектор по образованию, социальный предприниматель и лидер в области социальных инноваций. Возглавляемая Инди организация Dark Matter Laboratories ищет ответ на вопрос: что должно изменить в себе общество, чтобы справиться с вызовами глобального изменения климата и технологической революции. Модератор — Светлана Миронюк, проректор МШУ «СКОЛКОВО» по координации и развитию, профессор бизнес-практики, советник управляющего партнера PwC в России.

Поговорим о социальных и экономических последствиях текущего кризиса в глобальном масштабе и о тех радикальных переменах, которые необходимы человечеству, чтобы жить и процветать в изменившемся мире.

Вопросы к эфиру присылайте до 24 сентября на почту club@thebell.io. Для просмотра онлайн-встречи необходимо зарегистрироваться на сайте проекта «Приближая будущее».

ПРАКТИКА

Как Airbnb выбралась из пропасти и оттолкнулась от дна

В начале 2020 года Airbnb наслаждалась успехом своей бизнес-модели, готовилась к выходу на биржу и рассчитывала получить оценку не ниже $30 млрд. К весне, когда пандемия обрушила мировой рынок путешествий, от этих планов не осталось и следа, а сама Airbnb оказалась на грани разорения. «Никогда не подумал бы, что приму за 10 дней больше решений, чем за 10 лет», — вспоминает этот момент сооснователь и CEO компании Брайан Чески в интервью WSJ. Чески удалось за считанные недели развернуть весь бизнес: алгоритм Airbnb стал показывать пользователям вместо курортного жилья большие загородные дома поблизости. К 8 июля число бронирований вернулось на уровень, который был до пандемии. К августу больше половины бронирований на Airbnb приходилось на поездки не дальше 500 км от дома. А еще через две недели компания все-таки подала заявку на IPO и снова рассчитывает на оценку $30 млрд. WSJ поговорил с Брайаном Чески и восстановил историю самого стремительного выхода из кризиса.

... и как повторить это, если у вас нет миллиардной выручки

Bloomberg рассказывает похожую историю, но на масштабе примерно в 15 тысяч раз меньше: о том, как семья Сантана из Филадельфии, уставшая от городского бизнеса в сфере недвижимости, купила небольшой отель на пляже в Нью-Джерси, потратила два года и $2 млн на его реновацию — и назначила открытие на апрель 2020 года. В марте все до единого заказы были отменены, как и все мероприятия в округе, на гостей которых рассчитывали супруги. Тем не менее благодаря грамотному позиционированию и переориентации на клиентов, которые хотели переехать на работу к морю, уже к июню отель был полностью сдан до сентября.