Зачем россиянам второе гражданство. Как второй паспорт превратился в ликвидный актив
Российский паспорт за последние полтора года стал элементом риска «К сожалению, с его обладателями во многих странах стараются не иметь дел — не дают визы, не продлевают ВНЖ, блокируют и не открывают счета», — говорит Игорь Немцов, региональный директор иммиграционной компании Astons. В этой ситуации второе гражданство или вид на жительство становятся необходимостью для сохранения мобильности и активов..
Россияне столкнулись с отказами в лечении в ряде клиник Европы и США: клиники увольняют русскоязычных операторов, и хотя заявку на лечение подать можно, получить ответ — практически нереально. Для россиян ограничен доступ к банковским услугам: чтобы открыть счет в Европе, нужен местный трудовой контракт или вид на жительство. «Ты открываешь банковский аккаунт в Европе, даешь в банке паспорт, а тебе отвечают: ой, с таким паспортом мы не работаем», — рассказывал The Bell сооснователь стартапа Green Growth Евгений Савин.
Ограничения заметны даже в тех странах, которые не присоединялись к европейским и американским санкциям. Так, у ведущих в Гонконге бизнес россиян возникли проблемы с получением там инвестиционных услуг.
Привязка к одному гражданству сыграла с россиянами злую шутку, говорит эксперт Astons. Конфликт на Украине, санкции, политическая и экономическая нестабильность вынуждают их искать «тихую гавань», «островок стабильности» для себя, семьи и своих активов.
Дать это может второе гражданство или вид на жительство в другой стране.
Для их получения существуют разные основания: работа или предпринимательство, брак с резидентом или гражданином страны, а также участие в инвестиционных программах.
Но везде свои нюансы. Так, получение ВНЖ по работе занимает несколько месяцев и обязывает жить в стране, его выдавшей. То же с различными start-up визами, визами для цифровых кочевников и для предпринимателей. С ними человек становится налоговым резидентом страны, а это не всегда интересно предпринимателям, для которых важно оптимизировать налоги на бизнес. На гражданство в таких случаях можно претендовать через 5–10 или даже через 25 лет постоянного проживания — по натурализации.
Программы гражданства или вида на жительства за инвестиции дают то, чего не могут дать остальные варианты: свободу выбора — продолжать жить можно в любой стране и пользоваться преимуществами второго паспорта, не отказываясь от первого.
Другой важный плюс — это скорость. Стать гражданином тихоокеанской страны Вануату можно всего за 3 месяца, а Республики Турции — за год, а получить ВНЖ в Европе — в среднем за полгода, рассказывает Игорь Немцов.
Паспорт как актив
Десятки стран привлекают деньги и таланты, предоставляя гражданство или вид на жительство в обмен на инвестиции: как правило, факт существования таких программ закреплен на уровне законодательства.
Первым «золотые паспорта» — гражданство в обмен на инвестиции в экономику страны — стало предлагать в 1984 году расположенное в Карибском море государство Сент-Китс и Невис. С тех пор страна, насчитывающая менее 50 000 жителей, выдала более 20 000 «золотых паспортов». В числе получателей — основатель Telegram Павел Дуров, а также основатель Freedom Finance Тимур Турлов (он отказался от гражданства этой страны, а также российского после получения паспорта Казахстана, не допускающего двух гражданств). За Сент-Китс и Невис последовали другие страны, сейчас гражданство в обмен на инвестиции предоставляют десять государств.
Впрочем, не все страны готовы предоставлять инвесторам сразу гражданство.
Альтернатива — это «золотая виза» (вид на жительство) в обмен на инвестиции. Их обладатели могут переехать в страну по действующему ВНЖ, а затем претендовать на гражданство страны на общих основаниях.
Долгое время «золотые» паспорта и визы считались атрибутом роскоши. По данным Forbes, почти половина богатейших россиян имеет второе гражданство.
Ситуация изменилась во время пандемии коронавируса в 2020 году. Она вызвала «небывалый бум» интереса россиян к подобным программам. Тогда многие страны фактически закрыли границы и не выдавали въездные визы, но граждане страны и обладатели ее вида на жительство могли перемещаться относительно свободно.
Подогрело рынок и то, что часть стран смягчили правила для инвесторов. Например, гражданство Сент-Китс и Невис для четырех человек можно было получить за $150 000 (это 10,8 млн рублей по среднегодовому курсу за 2020 год, примерно стоимость квартиры в массовых новостройках Москвы; сейчас минимальный порог - $250 000).
Сейчас рынок возможностей для россиян сужается: Мальта, единственная страна ЕС с программой гражданства за инвестиции, а также популярные страны Карибского бассейна больше не принимают от них заявки. Еще в прошлом году можно было воспользоваться программой Гренады, в этом она присоединилась к меморандуму Карибских государств, который запрещает предоставлять второе гражданство гражданам России, рассказывает Игорь Немцов.Сейчас доступные программы можно пересчитать по пальцам одной руки: Турция, Вануату и Египет.
Еще несколько государств предлагают «золотую визу». В Европе это Испания, Кипр и Венгрия, в США можно претендовать на визу для инвесторов EB-5. Также огромную популярность получила неевропейская «золотая виза»— в ОАЭ, это связано с нейтральным статусом страны и настроем ее властей привлекать инвестиции, рассказывает Немцов.
Как получить второй паспорт
Чтобы получить второй паспорт или вид на жительство, нужно сделать взнос в специальный фонд, купить гособлигации или недвижимость (в каждой стране свои правила участия в программе).
Инвестиции в недвижимость — самый популярный вариант, рассказывает Немцов. Это легко объяснить: после покупки недвижимость можно использовать — сдавать в аренду, проживать самим, использовать в качестве летней дачи или через какое-то время продать, если это предусмотрено правилами программы.
В Турции в 2022 году граждане России купили домов и квартир больше, чем другие иностранцы, подсчитал Тюркстат. В ОАЭ они обошли традиционных лидеров — состоятельных граждан Великобритании, Индии, Италии и Китая, сообщал Bloomberg. На Кипре у россиян первое место по сделкам с недвижимостью среди иностранных покупателей — неевропейцев.
Главный драйвер спроса россиян на недвижимость в этих странах — возможность получать гражданство или вид на жительство за инвестиции. Так, чтобы претендовать на ПМЖ Кипра, нужно вложить в недвижимость от 300 000 евро плюс НДС, оплатить покупку с личного счета и иметь подтвержденный доход от 50 000 евро в год для основного заявителя, 15 000 на супруга/супругу и по 10 000 евро на каждого ребенка. Турция предоставляет гражданство инвесторам, вложившим в недвижимость страны от $400 000.
Что дает второй паспорт
Для многих предпринимателей и редких специалистов другое гражданство стало жизненно важным, потому что они ведут международный бизнес, говорит Игорь Немцов. Второй паспорт нужен, чтобы показать отсутствие странового риска, связанного с Россией.
Так, в прошлом году регистраторы из американского штата Делавэр, который считается одной из наиболее популярных юрисдикций для регистрации компаний, отказались иметь дело со стартапами, если хотя бы один основатель или директор имел российский адрес проживания. Компании решали эту проблему по-разному. Савин рассказывал The Bell, что получил испанскую стартап-визу, которая в итоге позволила снять блокировку с американского юрлица его компании.
Несколько бизнесменов больше не считают себя российскими. В их числе Павел Дуров, Аркадий Волож, основатели Playrix Игорь и Дмитрий Бухманы. Владелец DST Global Юрий Мильнер и Олег Тиньков вовсе отказались от российского гражданства.
Второй паспорт дает доступ к банковским счетам и финансовым инструментам, право безвизового или упрощенного въезда в закрытые для россиян страны. Так, с турецким паспортом или паспортом Вануату можно подавать на «золотые визы» в другие страны, например Грецию, открывать зарубежные компании и счета, получать американские инвесторские визы на 5 лет из-за визового соглашения Е-2, которое есть у этих стран, приводит пример директор Astons. Европейский ВНЖ, в свою очередь, — зачастую единственный способ получить доступ к замороженным там счетам или трастам.Но, кроме прав, со вторым паспортом появляются обязанности. Это оплата налогов, если у вас в стране, например, есть недвижимость, а также уведомление налоговых органов о счетах и движении средств по ним.
«Люди привыкли инвестировать в разные ценные бумаги или недвижимость как наиболее стабильный актив. Аналогичная тенденция сейчас наблюдается в области гражданских отношений: второй паспорт — это по сути диверсификация, инструмент, чтобы снизить риски и быть более уверенным в завтрашнем дне», — говорит Игорь Немцов.