Заморозку цен на топливо продлили до июля

Правительство и нефтяные компании все же договорились без изменений продлить заморозку цен на бензин и дизтопливо до 1 июля, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Прежнее соглашение действовало до 31 марта, но продлить его сразу не получилось из-за спора о компенсациях нефтяникам — только за этот год их недополученная прибыль составила 110 млрд рублей.

Подробнее

  • «Подписаны уже, все расписались», — ответил вице-премьер Дмитрий Козак журналистам на вопрос о том, подписаны ли новые соглашения с нефтяными компаниями о стабилизации топливного рынка.
  • Источники «Ведомостей» сообщили, что на прошедшем на прошлой неделе совещании у Козака новых документов не было — в протоколе встречи значится, что компании согласились выполнить условия соглашения с Минэнерго и ФАС от ноября прошлого года. Подписание протокола совещания автоматически продляет предыдущее соглашение.
  • Позже вечером источники РБК в нефтяных компаниях сообщили, что не видели текста соглашения с кабмином, по которому они должны продлить заморозку цен на бензин. Они заявили, что ознакомились и одобрили только протокол совещания у вице-премьера Дмитрия Козака.
  • Это значит, что правительство не придумало, как исправить условия соглашения и удовлетворить требования одновременно Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяников.
  • Козак в пятницу сказал, что соглашение должно стать самонастраивающимся, но как это сделать, не уточнил.
  • Суть соглашения в том, что правительство стимулирует поставку топлива на внутренний рынок: нефтяникам компенсируют 60% разницы, если экспортная цена топлива выше цены отсечения. Сейчас цена отсечения 56 000 руб. для бензина и 50 000 руб. для дизтоплива, но компании хотели снизить ее до 51 тыс. рублей и 46 тыс. рублей.
  • Минфин был против — это стоило бы бюджету до 190 млрд рублей. Среди возможных источников компенсации называли средства Фонда национального благосостояния, повышение пошлин на топливные полуфабрикаты и повышение налога на добычу полезных ископаемых.
  • Если экспортная цена топлива (за вычетом затрат на перевозку и пошлин) ниже цены отсечения, нефтяникам приходилось доплачивать в бюджет. Их недополученная прибыль за январь–март составила 110 млрд рублей.
  • У правительства остается надежный рычаг давления на отрасль: оно может  довести экспортную пошлину на бензин и дизтопливо до 90% от экспортной пошлины на нефть и оставить все топливо в стране.

Контекст. Соглашение о стабилизации цен на нефтепродукты между правительством и нефтяными компаниями подписано в ноябре 2018 года. Нефтяники обещали заморозить цены на топливо и держать их на уровне начала июня 2018-го. В соглашениях участвуют десять компаний: «Роснефть», «Лукойл», «Газпром» и «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», группа ТАИФ, «РуссНефть», «Нефтегазхолдинг» и «Новый поток».

Соглашение ограничило рост цен на топливо ценой де-факто ручного регулирования: с лета 2018 года они растут в установленных пределах. В январе компании могли поднять цены на АЗС на 1,7% в связи с ростом НДС, каждый следующий месяц — не более чем на 0,33%.