Золотая юрта и соратник Чингисхана: издание «Агентство» опубликовало расследование о Шойгу

«Алтарь» с портретом

«Агентство» обнаружило три места отдыха Шойгу и Путина в Туве и Хакасии, которые располагаются на территории природных парков. По свидетельствам местных жителей и источников издания, это:

  • юрта с золотой крышей в местности Шанчи-Аксы — ее построили с участием государства как туркомплекс (2 млн рублей поступили напрямую из госбюджета);
  • комплекс зданий на участке «Тайга» природного парка «Тыва» — на территории есть несколько домов, хозпостройки и небольшое футбольное поле, а сам участок примечателен тем, что был в аренде у водителя главы Тувы, выяснили журналисты;
  • «база Шойгу» на озере Ак-Аттыг-Холь, где они вместе с президентом рыбачили в 2013 году, — там расположены несколько зданий и вертолетные площадки, свидетельствуют спутниковые снимки.

«Агентство» утверждает, что основа республиканской власти Тувы, откуда родом Шойгу, — его «культ личности». Портрет Шойгу в обязательном порядке висит в кабинетах всех чиновников и во всех бюджетных организациях, а любое массовое мероприятие в Туве начинается с упоминания Шойгу, рассказал собеседник издания, близкий к республиканским властям. Директор Национального музея Тувы Кадыр-оол Бичелдей, которого издание называет главным идеологом культа Шойгу, — автор идеи о том, что министр обороны РФ — потомок и наследник монгольского полководца Субэдэя, соратника Чингисхана. В честь Субэдэя назвали спорткомплекс в столице Тувы Кызыле, отремонтированный бригадой Минобороны.

«Простите, мужики» и бутылка водки

В качестве примеров отношений Шойгу с прессой издание приводит две большие истории. Первая касается большого интервью 2019 года, где рассказывается, как с приходом Шойгу в министерство обороны «все наладилось», отмечает издание.

Работавший в газете «Известия» военный журналист Илья Крамник в ответ подготовил материал с разбором нестыковок в интервью министра и пришел к выводу, что оценить реальное состояние «очень сложно», поскольку «при Шойгу вооруженные силы закрылись от независимых наблюдателей». По требованию Минобороны статью сняли с сайта, а сам Крамник был уволен.

Вторая история связана с предвыборной поездкой Шойгу, занимавшего тогда пост главы Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), на Кавказ в 1999 году. Репортеры из Москвы не смогли добраться из аэропорта Махачкалы до пункта назначения: водитель машины с журналистами, следовавший за автобусом с Шойгу, «отстал и заблудился в горах», пишет «Агентство». Шойгу был возмущен и «поехал извиняться» перед журналистами, которые вернулись в аэропорт. Как рассказал участвовавший в той поездке сотрудник МЧС, Шойгу появился в салоне самолета «с бутылкой водки», «символически приопустился на колени, сказал “Простите, мужики” и предложил выпить».

В обоих случаях журналисты указывают на «очень чуткое» отношение чиновника к собственному образу.

Пиар-технологии

«Агентство» обнаружило несколько изменений с приходом Шойгу в Минобороны, о которых рассказали сотрудники, отвечавшие за PR ведомства:

  • резко выросла численность сотрудников пресс-службы;
  • отслеживались все материалы СМИ, особенно критические, и любой негатив;
  • приглашения на большинство мероприятий стали получать «только самые лояльные репортеры», от которых требуется заранее высылать тексты новостей на согласование;
  • Минобороны перестало публиковать данные «с невыгодной статистикой» — о погибших и умерших военных;
  • был разработан регламент по поводу «громких» ЧП: если о событии написало местное СМИ, то сотрудники звонят в другие издания региона «с просьбой ничего не выпускать», а если «скандал все-таки вышел на федеральный уровень», то пресс-служба пишет «пресс-релиз со своей версией событий, в которой была бы “замылена” основная часть негатива», пояснил источник, работавший в пресс-службе Минобороны;
  • запрещались «хвалебные публикации» про бывшего главу Минобороны Анатолия Сердюкова.

Наряду с рядовыми сотрудниками имиджем Шойгу в Минобороны занимаются генералы и частные подрядчики, «услуги которых стоят немалых денег», утверждает «Агентство». Лично вопросы связей с общественностью в министерстве курирует, по данным издания, первый заместитель министра Руслан Цаликов, соратник Шойгу со времен МЧС. Годовой доход Цаликова, согласно декларациям, никогда не превышал 13 млн рублей, при этом он владеет элитной недвижимостью в Раздорах на Рублевке. Один из домов Цаликова не указан в его декларации.

Подрядчикам по PR-обслуживанию деньги поступают «в виде информационных контрактов или от бизнесменов, с которыми у семьи Шойгу традиционно хорошие отношения», утверждают журналисты. Одним из таких подрядчиков «Агентство» называет бизнесмена Владислава Клюшина, который в этом году был арестован при неясных обстоятельствах в Швейцарии по запросу США.

По информации «Агентства», Клюшин связан с компанией «М-13», разработавшей систему «Катюша», с помощью которой Минобороны и другие госведомства осуществляют мониторинг СМИ, а также с производством нужных для военных фильмов. Кроме того, он считается одним из «игроков» на рынке прокремлевских Telegram-каналов.